«Атамекен»: Налоговики превышают свои полномочия
25 ноября 2021 года в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» состоялся Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Каирбека Сулейменова, сообщает пресс-служба НПП «Атамекен». В нем приняли участие представители госорганов, бизнеса и ассоциаций. На Совете рассмотрены отдельные ограничения предпринимательской деятельности в сфере налогового администрирования.
Открывая Совет, Каирбек Сулейменов подчеркнул, что государством проводится последовательная и целенаправленная работа по совершенствованию налоговой политики. Вместе с тем, фискальная сфера остается одной из коррумпированных областей экономики. Коррупционные риски в системе налогового администрирования связаны с громоздкой и противоречивой правовой регламентацией, непоследовательной правоприменительной практикой. Это создает ограничения для развития предпринимательства.
Во всех регионах страны одним из проблемных вопросов в сфере налогового администрирования является признание сделок недействительными и доначисление налогов контрагентам налогоплательщика, чья государственная регистрация или перерегистрация признана недействительной.
Признание налоговыми органами сделок сомнительными без судебного рассмотрения влечет признание не подлежащих вычету затрат предприятий и явно выходит за пределы полномочий должностных лиц, так как относится к компетенции суда. Эти действия должностных лиц влекут необоснованное привлечение налогоплательщиков к материальной ответственности, нарушают права и законные интересы предпринимателей.
Однако, практика по обжалованию решений налоговых органов по таким вопросам серьезно разнится. Проблема заключается в том, решение суда о признании недействительной регистрации либо перерегистрации налогоплательщика является основанием для признания органами государственных доходов всех заключённых этим налогоплательщиком сделок с контрагентами сомнительными.
«Предприниматель должен доказывать свою невиновность, что противоречит конституционному принципу презумпции невиновности, согласно которому вина бизнесмена по уклонению от уплаты налогов и других платежей должна быть доказана государством», – отметил председатель Совета Каирбек Сулейменов.
К примеру, в случае несвоевременной сдачи какой-либо формы налоговой отчетности по любым причинам: заболел бухгалтер, сломался компьютер, завис электронный портал КГД, отсутствует интернет и других, налогоплательщику придется выложить круглую сумму в виде штрафа (по 272 статье КоАП на первый раз – предупреждение, в случае повторной несвоевременной сдачи налоговой отчетности – от 90 до 270 тыс тенге за каждую просрочку). И, неважно, что налоги своевременно и в полном объеме уплачены по установленной форме отчетности.
Практика показывает, суды полностью занимают позицию налоговиков, о чем свидетельствует практически полное удовлетворение заявлений органов госдоходов, доказательства фактического исполнения финансово-хозяйственных операций игнорируются. Это можно расценивать как приоритет защиты государственных интересов перед частными
Еще одной из проблем для бизнеса является неверное толкование норм Налогового кодекса и Налоговых конвенций, что ставит под угрозу деятельность многих компаний. Сформированная в связи с этим правоприменительная практика носит противоречивый характер. Это, в целом, не соответствует принципу определенности налогообложения, то есть возможности установления оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств.
«Государством проводится последовательная и целенаправленная работа по совершенствованию налоговой политики для стимулирования экономики, основанной на конкурентоспособном не сырьевом секторе, качественных инвестициях. Вместе с тем, факты неправильного применения норм законодательства еще имеют место и влекут необоснованное применение в отношении предпринимателей материальной нагрузки, что является барьером для развития бизнеса, а в итоге создает условия для коррупции в финансовой сфере», – подытожил Каирбек Сулейменов.
В ходе Совета были озвучены ряд рекомендаций государственным органам.
Комментарии