Растущий рынок автогаза в Казахстане: вызовы и перспективы

Сжиженный нефтяной газ (СНГ) уверенно закрепляется на казахстанском рынке как одно из самых востребованных видов моторного топлива. По данным Министерства энергетики, в 2024 году доля СНГ, используемого в качестве автогаза, достигла 85% от общего объема внутреннего потребления, тогда как два года назад этот показатель составлял лишь 60%. Растущий спрос со стороны автовладельцев и нефтехимической отрасли ставит перед страной новые вызовы, связанные с обеспечением внутреннего рынка, модернизацией производства и развитием инфраструктуры.

Экономия как драйвер роста

Главным фактором популярности СНГ среди казахстанских автовладельцев остается его стоимость. В Алматы литр автогаза обходится в 102 тенге, что вдвое дешевле бензина АИ-92 (213 тенге за литр). Это делает СНГ привлекательным выбором для владельцев легковых автомобилей, особенно в условиях роста цен на традиционное топливо. По данным МВД, в 2024 году число автомобилей, использующих СНГ, достигло 677 тысяч единиц, что на 16% больше, чем в 2023 году, и на 38% больше, чем в 2022 году. На фоне этого по всей стране функционирует 2 867 автогазозаправочных станций (АГЗС).

Рост спроса подогревается и увеличением числа автомобилей с заводским газобаллонным оборудованием (ГБО), особенно южнокорейского производства. Как отмечает Министерство энергетики, рынок автогаза развивается без государственной поддержки, что подчеркивает его экономическую привлекательность. Ежемесячно в Казахстане распределяется 140–150 тысяч тонн СНГ, из которых 80–85% используется в качестве моторного топлива.

Нефтехимия наращивает аппетит

Помимо автотранспорта, значительную долю СНГ потребляет нефтехимическая отрасль. Крупнейший потребитель — завод по производству полипропилена ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries» (KPI) в Атырауской области, запущенный в 2022 году. В 2024 году предприятие переработало 333,3 тысячи тонн СНГ, что на треть больше, чем в 2023 году. Однако из-за перебоев в поставках от основного поставщика — компании «Тенгизшевройл» (ТШО) — часть сырья пришлось импортировать из России. В частности, в 2023 году было закуплено 34,9 тысячи тонн пропана у российской компании «Сибур».

Экспорт под давлением

Рост внутреннего спроса привел к сокращению экспорта СНГ на 11% в 2024 году — до 698,1 тысячи тонн, что стало минимальным показателем с 2005 года. Крупнейшим покупателем казахстанского газа остается Таджикистан (324,1 тысячи тонн), за ним следуют Турция (213,4 тысячи тонн), Польша (41 тысяча тонн), Узбекистан (50,3 тысячи тонн) и Китай (22,2 тысячи тонн). Снижение экспорта в страны Центральной Азии связано с конкуренцией со стороны российских поставщиков, которые увеличили отгрузки в регион после введения санкций ЕС на российский пропан и бутан.

Несмотря на это, цены на СНГ в соседних странах выросли из-за ограничений поставок из России, Ирана и Туркменистана. Например, в феврале 2025 года на казахско-узбекской границе пропан-бутановая смесь стоила $380–420 за тонну, что в четыре раза выше внутренней оптовой цены в Казахстане (51 932 тенге за тонну, или около $100).

Ценовая политика: заморозка до конца года

Министерство энергетики решило сохранить оптовые цены на СНГ на уровне 51 932 тенге за тонну до конца 2025 года. Напомним, в декабре 2024 года цены были повышены на 15% с 45 158 тенге за тонну. Это вызвало рост розничных цен на 9–30% в зависимости от региона. Ведомство объясняет, что себестоимость производства СНГ в Казахстане составляет 65–75 тысяч тенге за тонну, и низкие цены создают дефицит средств у производителей для модернизации и ремонтов. Заморозка цен, по мнению властей, должна стабилизировать рынок и обеспечить внутренние потребности.

Перспективы природного газа

Параллельно с развитием рынка СНГ правительство делает ставку на компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). В рамках Дорожной карты на 2024–2027 годы планируется строительство новых автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и перевод маршрутных автобусов на КПГ. В 2024 году в стране работала 21 АГНКС, а общее потребление КПГ составило 121,2 млн куб. м, что позволило заместить 90 тысяч тонн дизельного топлива.

Однако развитие рынка КПГ сталкивается с трудностями. Установка ГБО для КПГ обходится в 750 тысяч – 1 млн тенге, что в 5–7 раз дороже, чем для СНГ. Кроме того, инфраструктура для КПГ и СПГ пока ограничена, а стоимость компримированного газа на 25–30% выше, чем СНГ. Эксперты считают, что КПГ больше подходит для грузового транспорта, но для его популяризации необходимы субсидии на переоборудование и расширение сети заправок.

Новые мощности

Для удовлетворения растущего спроса на СНГ в Атырауской области началось строительство завода по переработке газа с месторождения Кашаган. Проект мощностью 700 тысяч тонн в год реализуется в рамках соглашения между Минэнерго и участниками Северо-Каспийского проекта. Первые поставки газа на внутренний рынок ожидаются в декабре 2025 года. Кроме того, на Кашагане и других месторождениях планируется строительство четырех газоперерабатывающих заводов, которые увеличат производство как товарного газа, так и СНГ.

Заключение

Рынок сжиженного нефтяного газа в Казахстане демонстрирует уверенный рост, подогреваемый экономическими факторами и потребностями нефтехимической отрасли. Однако дефицит внутреннего производства и ограниченная инфраструктура для КПГ и СПГ остаются вызовами. Решение этих проблем потребует комплексного подхода: от строительства новых заводов до государственной поддержки переоборудования транспорта.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров

Читайте также