Роликовые подшипники
Ключевым элементом большей части различного оборудования являются роликовые подшипники. Увеличение срока их службы позволяет зачастую сэкономить на ремонте, а также минимизировать простои производства.
Что такое роликовые подшипники
Роликовые подшипники – изделия, которые снижают трение и износ вращающихся деталей путем смены скольжения на качение. Их конструкция состоит из нескольких основных элементов:
- Внешний и внутренний кольцевые узлы, передающие крутящий момент.
- Ролики, вращающиеся вокруг своей оси и находящиеся между колец.
- Сепаратор, удерживающий ролики на расстоянии друг от друга.
- Уплотнитель для предотвращения попадания грязи и влаги.
Также для длительного срока службы необходима подходящая смазка.
Сами ролики также могут отличаться друг от друга по форме и по назначению:
- Цилиндрические подшипники могут работать при высоких скоростях.
- Конические подшипники служат при радиальных нагрузках.
- Сферические подшипники устанавливают при высоких осевых нагрузках.
- Игольчатые подшипники используют в условиях ограниченного пространства.
Но не только форма роликов влияет на срок службы подшипника.
Факторы, влияющие на срок службы
Существует сразу несколько факторов, которые могут влиять на износ подшипников:
- Условия их эксплуатации: нагрузка, скорость вращения и рабочая температура.
- Тип смазки, ее количество и своевременность замены.
- Воздействие грязи, влаги и химических веществ.
- Качество монтажа, обеспеченное соблюдением правил установки.
Правила монтажа
То, как долго прослужит подшипник, зависит и от того, соблюдались ли правила монтажа:
- Не устанавливать изделие на неочищенную поверхность, ведь грязь усилит трение.
- Неправильное воздействие на подшипник приведет к повреждению уплотнителя или колец, что уменьшит срок их службы. Лучше использовать специальные инструменты (съемники, нагреватели и прессы).
- Перекос подшипника вызовет неравномерное распределение нагрузки, что приведет к дефектам. Поэтому необходимо проверять размеры, контролировать зазоры и центровки.
- Недостаточная или неправильно выбранная смазка приведет к перегреву подшипника и его разрушению.
Смазка подшипников
Смазка уменьшает трение между элементами подшипника, а также защищает от коррозии и нагревания. Существует их несколько:
- Пластичные смазки (пасты, мази) подходят для работы при средних и низких скоростях вращения.
- Жидкие в виде масла применяются, когда наблюдаются высокие скорость или температура.
- Твердые смазки (тефлон, графит) применяются для экстремальных условий.
При выборе смазки нужно учитывать рабочую температуру, скорость вращения подшипника и нагрузку. Частота смены смазки также зависит от перечисленного, но обычно рекомендуется проводить ее каждые 6-12 месяцев. Недостаточное или избыточное количество смазки будет увеличивать трение.
Узнать все о смазке можно из рекомендаций производителя подшипника.
Контроль состояния
При диагностике можно обнаружить признаки износа на самой ранней стадии: изменение звука работы, различные вибрации или нагрев изделия. Установить все эти признаки можно при помощи следующих действий:
- Вибрационный анализ показывает малейшие трещины или деформации.
- Тепловой мониторинг выявляет проблемы со смазкой или преждевременный износ.
- Анализ звука и визуальный осмотр также может выявить дефекты.
Продлить срок службы подшипников может плановое техническое обслуживание, которое проводится регулярно по рекомендации изготовителя.
Комментарии