Казахстан и Россия усиливают железнодорожное сотрудничество

21 июля в Москве руководители АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Талгат Алдыбергенов и Олег Белозеров провели рабочую встречу, на которой подтвердили приверженность курсу на углубление стратегического партнерства. Обсуждалась реализация Соглашения о стратегическом партнерстве, подписанного в ноябре 2024 года в Астане, а также меры по повышению эффективности железнодорожных перевозок.

Итогом переговоров стало подписание Протокола, направленного на совершенствование работы межгосударственных стыковых пунктов (МГСП). Документ предусматривает:

  • Изменение направления вагонопотоков для оптимизации логистики;
  • Автоматизацию процессов приема и сдачи поездов;
  • Удлинение гарантийных плеч обслуживания вагонов.

Эти меры позволят уже во втором полугодии 2025 года увеличить количество передаваемых составов через МГСП на 30% — с 65 до 85 пар поездов в сутки. Стороны также договорились о синхронизации развития МГСП на 2026–2027 годы.

Рост перевозок и инфраструктурные проекты

В ходе встречи обсуждались перспективы увеличения объемов перевозок по восточной ветке международного транспортного коридора «Север-Юг», а также интеграция информационных систем в рамках проекта АСОУП-2. Особое внимание уделили автоматизации железнодорожного транзита в сообщении Китай–Европа, включая оформление транзитных деклараций в автоматическом режиме и их совместимость с информационными системами РЖД и Белорусской железной дороги.

Казахстанская сторона сообщила о завершении в 2025 году крупных инфраструктурных проектов, включая строительство участка Достык–Мойынты, железнодорожного обхода Алматинского узла и модернизацию более 3 тысяч км железнодорожных путей. Эти проекты значительно увеличат пропускную способность сети КТЖ, что создаст дополнительные возможности для роста транзитных перевозок.

«Наше конструктивное сотрудничество <..> позволит не только обеспечить устойчивый рост объемов перевозок и увеличит обмен поездов на 30 % до 85 пар в сутки по сравнению с первой половиной 2025 года. Мы также активно реализуем масштабные инфраструктурные проекты, цифровизацию и автоматизацию железнодорожных перевозок, в том числе оформление в автоматическом режиме транзитных деклараций, что создает прочную основу для прозрачности, дальнейшего роста и интеграции наших транспортно-информационных систем», — подчеркнул Талгат Алдыбергенов.

Динамика перевозок

По итогам первого полугодия 2025 года объем перевозок по сети КТЖ составил более 45 млн тонн, что на 4,1% выше аналогичного периода 2024 года. Контейнерный транзит вырос на 18%, достигнув 273,3 тысячи ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов). Эти показатели подтверждают устойчивую динамику роста и значимость Казахстана как ключевого транзитного узла на маршруте Китай–Европа.

Стороны договорились рассмотреть на заседании Совместной рабочей группы дальнейшее увеличение объемов перевозок и оптимизацию процессов приема и сдачи поездов на 2026 год. Особое внимание будет уделено интеграции информационных систем и повышению эффективности транзитных коридоров.

Заключение

Встреча в Москве стала важным шагом в укреплении железнодорожного сотрудничества между Казахстаном и Россией. Подписанный Протокол и достигнутые договоренности создают прочную основу для роста объемов перевозок, модернизации инфраструктуры и цифровизации транспортных процессов. Совместные усилия КТЖ и РЖД способствуют превращению региона в ключевой логистический хаб Евразии.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров

Читайте также