Аймагамбетов рассказал о порядке назначения директоров школ
Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказал о новом порядке назначения директоров школ.
Министр образования поделился результатами кропотливой работы, которая больше года проводилась совместно с директорами школ, завучами, педагогами и экспертами.
«Во-первых, теперь исполнять обязанности директора школы будет возможно только на срок не более трех месяцев и не более одного раза. За этот период должен быть проведен конкурс, и назначен новый руководитель», - пишет министр.
Правилами определено, что объявление о конкурсе на вакантную или временно вакантную должность директора школы должно быть размещено на официальном сайте и аккаунте управления образования в течение семи рабочих дней после появления вакансии.
Таким образом, была убрана широко используемая лазейка, когда на вакантную или временно вакантную должность директора не объявляли конкурс, а назначали исполняющего обязанности директора, и это «временное исполнение» длилось годами.
Аймагамбетов отметил, что на сегодняшний день в стране более 700 вакансий на должность руководителя школы, обязанности которых сейчас выполняют и.о.
«Во-вторых, правилами будет регламентировано назначение на временно вакантную должность директора (декрет, учеба и т.д.). В этих случаях руководитель организации также будет определяться через конкурс, а не путем прямого назначения», - продолжил А. Аймагамбетов.
«В-третьих, проводить конкурс на должность директора теперь будут не районные, а областные управления образования. Именно они будут организовывать конкурсные процедуры и определять директора. После чего документы по кандидатуре директора будут направляться в отдел образования для заключения трудового договора. Срок заключения трудового договора тоже четко зафиксирован - 5 лет», - пишет министр.
Сам конкурс будет проходить в несколько этапов:
- подача кандидатами документов на позицию директора;
- оценка кадровой службой управления образования соответствия кандидата квалтребованиям, допуск к участию в конкурсе;
- электронное тестирование кандидатов (тесты по управленческим компетенциям, знанию педагогики, психологии, законодательства РК);
- защита Плана развития школы перед Попечительским советом учебного заведения (при условии успешной сдачи тестирования);
- собеседование в управлении образования (допускаются кандидаты, успешно защитившие планы развития школ перед Попечительским советом).
Аймагамбетов напомнил, что в составы Попечительских советов входят родители, ветераны педтруда, общественники, представители НПО.
С кандидатом, который прошел все этапы, отдел образования заключает соответствующий трудовой договор и издает приказ о его назначении директором.
Со слов министра было много споров о согласовании кандидатов с Попечительским советом.
Учитывая это, Попечительский совет должен будет согласовать не менее двух кандидатов на должность директора. Если будет меньше, то конкурс считается несостоявшимся и объявляется заново.
В случае, если Попечительский совет два раза выбрал менее двух кандидатов, и получается, что конкурс дважды считается несостоявшимся, то на следующий этап проходят все участвующие кандидаты. Это сделано для того, чтобы работала система сдержек и противовесов.
Большое внимание в правилах уделено квалификационным требованиям к будущим директорам.
Министр образования отметил несколько особенностей.
Во-первых, будущие директора в обязательном порядке должны пройти курсы по менеджменту и иметь соответствующий сертификат.
Во-вторых, на должность директора могут назначаться профессиональные педагоги, которые имеют стаж руководящей работы в качестве завуча, а общий педагогический стаж должен составлять не менее 5 лет.
В-третьих, последние два года перед назначением претендент должен работать в сфере образования.
Этот пункт введен из-за того, что ранее имелась практика, когда на должность директора школы назначали людей, которые имеют требуемый опыт работы и педстаж, но последние годы не работали в сфере образования. Зачастую это работники сельских акиматов или иных госорганов, которые лет 20 назад были учителями или даже директорами школ и спустя годы назначаются руководителями при том, что они не знают реалий современного образования и произошедших изменений.
В-четвертых, одно из новшеств – это создание кадрового резерва.
Кандидаты, которые успешно прошли первые два этапа (тестирование и согласование с Попечительским советом), но не прошли собеседование в управлении образования, теперь могут быть зачислены в резерв на один год. Это дает им право без повторного тестирования и собеседования по согласованию с Попечительским советом школы быть назначенными на должность директора в течение года.
В-пятых, с текущего года будет внедрен институт ротации директоров.
«Все эти изменения процедуры назначения директоров и меры по их материальной поддержке направлены на выбор достойных, наиболее подготовленных кандидатов и повышение конкурентоспособности руководителей организаций образования, что в конечном итоге повлияет на качество образования», - заключил А. Аймагамбетов.
Комментарии