Перспективы развития органической продукции в Казахстане
Казахстан имеет все возможности для производства органической продукции как для внутреннего потребления, так и на экспорт.
На сегодняшний день развитие производства органической продукции в мировом масштабе начинает набирать обороты, так как эта продукция пользуется большим спросом. И поэтому сегодня стоит задача перед нашими отечественными сельхозпроизводителями, найти свою нишу в этом мировом тренде.
Приведем для начала цифры: 71.5 млн.га земель используется под производство органической продукции в мировом масштабе. По данным 2019 года в Казахстане используется – 192 134 тыс. га. Мы занимаем 9-е место в мире (2,6%) по экспорту органической продукции в страны Евросоюза поставляя туда – 85675 тонн продукции. Экспорт казахстанской пшеницы в Европу – 62,8 тыс. тонн (4 место в мире), масличных культур в Европу – 12,5 тыс. тонн (6 место в мире), сои в ЕС – 7.4 тыс тонн (5 место в мире). При этом количество сертифицированных производителей составляет – более 63 (не включая трейдеров). Вообще необходимо отметить, что сертификация органической продукции, является новым направление в области аккредитации оценки соответствия.
Что же такое органическая продукция?
Органическая продукция - это продукция, произведенная в результате строго контролируемого, законодательно регулируемого производства под названием органическое производство.
Исследования показывают, что органическая продукция содержит на 63% больше калия, на 73% больше железа, на 125% больше кальция и на 60% больше цинка, чем продукция, полученная традиционным производством.
Почему стоит покупать органические продукты питания?
- употребление органической продукции имеет положительное влияние на здоровье потребителя;
- содержат полезные и питательные вещества;
- богаты витаминами, минералами, антиоксидантами и другими биологически активными веществами.
- не содержат вредных для здоровья веществ (остатки пестицидов, тяжелых металлов, гормонов, ветеринарных препаратов, микотоксинов);
- характеризуются преимущественно низким содержанием нитратов;
- не содержат синтетических добавок и препаратов на базе ГМО.
- животные содержатся в природных условиях;
- способствуют высокому уровню благополучия животных.
- являются продуктом устойчивого производства;
- не содержат синтетических химических защитных веществ и искусственных удобрений, загрязняющих окружающую среду, почву, воздух, поверхностные и подземные воды;
- сохраняют биологическое разнообразние;
- приоритет отдается возобновляемым источникам энергии;
- процесс производства происходит в замкнутом цикле, гармонирующем с окружающей средой.
Как распознать органическую продукцию?
Учитывая тот факт, что в нашей стране пока не существуют специализированные точки продаж органических продуктов, мы советуем, независимо от того, где вы покупаете продукты, в крупных супермаркетах или магазинах здорового питания, обратить внимание на специальную экомаркировку «органический продукт» и знак сертифицирующей организации, ответственной за отслеживание (контроль) всего производственного процесса.
Продукт, обозначенный экомаркировкой, произведен и обработан в соответствии с принципами органического сельскохозяйственного производства.
Существует также маркировка для продуктов, которые еще не получили статус «органический продукт», потому что производство находится на стадии перехода/преобразования. Такие продукты нельзя назвать полностью органическими, но они на стадии перехода, поэтому должны быть обозначены маркировкой «Продукт на стадии перехода к органическому».
Какие используются экомаркировки?
На сегодня, на внутреннем рынке Казахстана имеется наличие пищевой продукции, содержащей различные приставки и дополнения к наименованиям пищевых продуктов. Например, «натуральный», «фермерский», «био» и другие. Последнюю приставку законодательно разрешается использовать в наименованиях молочных продуктов, выпускаемых на территории ЕАЭС. В частности, в наименованиях молочных продуктов можно указывать термины, характеризующие способ производства, особенности состава сырья и использование заквасочных веществ. Поэтому термин «био» используется для наименований кисломолочных продуктов, произведенных с добавлением живых биологических культур (пробиотики). Такая маркировка, с точки зрения международной практики, считается как «green washing», так как вводит в заблуждение потребителей.
В Казахстане на сегодняшний день реализовываются начальные шаги по созданию условий для развития производства и экспорта органической продукции.
Государственное регулирование органического сельского хозяйства в Казахстане предусмотрено в рамках Закона РК «О производстве органической продукции» от 27 ноября 2015 года.
Органы по подтверждению соответствия должны быть аккредитованы в Республике Казахстан, соответствующим уполномоченным органом. Данным органом на сегодня является Национальный центр аккредитации (НЦА) при Комитете технического регулирования Министерства торговли и интеграции РК.
АО «Национальный центр Экспертизы и Сертификации» (НацЭкС) является пока единственным в Казахстане органом по сертификации (подтверждение соответствия) органической продукции, аккредитованный НЦА в июле 2018 года.
Основными производителями органической продукции являются хозяйства Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей, которые ориентированы на экспорт зерновых, в т.ч. пшеницы, чечевицы, ячменя, рапса, льна, гороха и т.д.
Согласно мировой статистике развития органического сельского хозяйства (FIBL&IFOAM,2020) 63 производители и 7 импортеров осуществляют производство органической продукции.
В свою очередь для покупателя появление на полках магазинов продуктов органического производства означает дополнительный выбор высококачественной продукции для здорового питания.
Комментарии