САЦ - обработка больших данных в рамках цифровизации деятельности ФСМС
Фонд социального медицинского страхования внедряет цифровые инструменты для учета и анализа больших данных по медицинским услугам. Глава Фонда Абылкаир Скаков ознакомил журналистов с работой Ситуационно-аналитического центра и ответил на вопросы журналистов.
Фонд социального медицинского страхования Казахстана представил результаты работы Ситуационно-аналитического центра (САЦ), созданного в марте 2024 года по поручению Главы государства в рамках цифровизации системы. Центр для оперативного анализа больших данных и эффективного принятия управленческих решений объединил специалистов в области здравоохранения, экономики, статистики и IT.
На сегодня уже визуализировано около 500 ключевых показателей на более чем 1 000 дашбордах, используя такие инструменты, как Power BI, Superset и QlikSense. Аналитика охватывает данные из 18 баз, что позволяет оперативно реагировать на вызовы и улучшать качество медицинских услуг. Предполагается интеграция с 26 информационными системами.
«Важно отметить, что эффективность работы САЦ будет напрямую зависеть от прозрачности наших операций. Мы готовы к открытому диалогу с журналистами и экспертами, чтобы делиться результатами нашей работы и получать обратную связь. В этой связи сегодня с помощью инструментов САЦ мы хотели бы представить аналитическую информацию по следующим модулям: финансирование медпомощи, портрет региона и медицинской организации, портрет пациента», – отметил в привественной речи глава ФСМС Абылкаир Скаков.
Одним из важных достижений системы ОСМС стало значительное увеличение финансирования. В 2024 году объем средств, направленных на медицинскую помощь, вырос в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом. Более 40% этого бюджета составляют поступления от ОСМС.
В результате финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП) увеличилось более чем в четыре раза, а консультативно-диагностическая помощь (КДП) – в 15 раз. При этом 80% расходов на эти направления покрываются за счет поступлений от ОСМС.
Таким образом, решается одна из главных задач внедрения ОСМС – увеличение доступа к дорогостоящей медицинской помощи большему количеству пациентов.
В САЦ провели исследование соотношения затрат и поступлений по основным видам услуг. В специализированной медицинской помощи оно составило 1 к 7, а по высокотехнологической медицинской помощи – 1 к 100. Аналитика также показала, что основными донорами системы остаются трудоспособные граждане в возрасте 30-60 лет, а потребляют больше медпомощи пенсионеры и дети. То есть молодое поколение заботится о детях и старших, работает принцип солидарной ответственности.
Абылкаир Скаков также продемонстрировал принцип ОСМС «финансовая защита» на конкретных примерах.
- Женщина 33 лет, работает санитаркой, в прошлом году внесла отчисления и взносы на сумму 33 051 тенге. Состоит на учете по бесплодию, детей нет. По ОСМС ей было проведено ЭКО стоимостью более 1,16 млн тенге, в целом ей оказаны медуслуги в 2023 году на сумму более 1,4 млн тенге, то есть в 44 раза больше оплаченных взносов на ОСМС.
- Еще один случай. Мужчина работает в поле, имеет ИП, диагноз «Ишемическая болезнь сердца». В прошлом году внес в систему 30 710 тенге. Ему проведены две операции на сердце стоимостью более 1 млн тенге. Всего затраты на оказанную ему медпомощь составили 1,27 млн тенге, что в 41 раз больше его взносов на ОСМС.
«Женщина работает учителем начальных классов, стаж – 20 лет. Представьте, сколько было за это время поколений выпускников. У нее самой четверо детей и семеро внуков. У нее гонатроз 3 степени. Ей как учителю важно иметь здоровые ноги, потому что нужно играть с учениками в подвижные игры. Благодаря системе ОСМС ей проведены две операции по замене коленных суставов», – наглядно объяснил глава Фонда.
В заключении презентации председатель правления подчеркнул, что создание САЦ – это не просто шаг вперед для Фонда, но и шаг навстречу всем гражданам. Он выразил уверенность, что качественная аналитика поможет обеспечить эффективное использование ресурсов и в итоге повысить уровень медицинского обслуживания.
«Напомню, что 400 млн консультативно-диагностических услуг, которые оказываются ежегодно, – 400 млн жизненных ситуаций наших соотечественников», – подчеркнул Абылкаир Скаков.
Комментарии