«Атамекен» назвал ТОП-5 нарушителей сроков на портале госзакупок
НПП «Атамекен» совместно с Республиканским общественным объединением «Әділдік жолы» провели мониторинг государственных закупок в части своевременного подписания заказчиками электронных актов с использованием функционала портала «Единое окно закупок». В результате анализа выяснилось, что только в 2023 финансовом году, с истечением сроков было утверждено более 22 тысяч электронных актов на общую сумму 18,7 млрд. тенге. Средняя продолжительность просрочек составила 19 дней.
Среди тех, кто нарушает положенные 3 рабочих дня:
- ГУ «Управление физической культуры и спорта города Шымкент». Его работники систематически утверждают электронные акты с опозданием. К примеру, с февраля по апрель здесь с просрочкой утвердили 8 электронных актов на общую сумму 1,9 млрд тенге. В среднем электронный акт подписывается с задержкой в 65 дней;
- КГУ «Управление физической культуры и спорта акимата СКО». С января по май здесь просрочили 7 электронных актов на общую сумму 49,5 млн тенге. Самое долгое утверждение заняло 106 дней. В среднем этот процесс занимал 35 дней;
- КГУ «Управление энергетики и водоснабжения города Алматы». Поставщик направил электронный акт, а заказчик утвердил его только через 106 дней. Сумма к оплате составила 17,1 млн тенге;
- Департамент полиции Мангистауской области. Здесь электронные акты на услуги по аренде легковых автомобилей подписали спустя 36 дней. Сумма к оплате составила 29,2 млн тенге;
- ГУ «Отдел инфраструктуры и коммуникаций» акимата города Туркестан. Электронный акт с поставщиком здесь был подписан спустя 20 дней работы по благоустройству дворов многоэтажных домов. Сумма к оплате составила 53,3 млн тенге.
В целом, проведенный анализ показывает, что самыми злостными нарушителями являются акиматы и их подведомственные организации, которые допустили нарушение срока утверждения электронных документов на общую сумму 5,8 млрд тенге.
По словам управляющего директора-директора департамента регулируемых закупок Нацпалаты «Атамекен» Руслана Шокаева несвоевременное подписание электронного акта со стороны заказчика чревато для предпринимателей несвоевременной оплатой налогов, нарушением сроков погашения кредитов, невыплатой заработной платы сотрудникам.
«Раньше за несвоевременное подписание актов была предусмотрена лишь дисциплинарная ответственность. Однако со 2 ноября текущего года Министерством финансов установлен форматно-логический контроль по мониторингу сроков. Теперь в случае несвоевременного согласования заказчиком электронного акта на веб-портале, действия заказчика в личном кабинете будут заблокированы до согласования электронного акта», - рассказал Шокаев.
Он также добавил, что подписание электронного акта на портале не решает проблему нарушения сроков оплаты поставщику за поставленные товары/оказанные работы/услуги, в связи с чем необходимо также ужесточить ответственность заказчиков перед контрагентами за процедурные нарушения.
«Со стороны заказчика гораздо легче выставить пеню за несвоевременно оказанные услуги/работы или поставку товаров на портале госзакупок. При этом поставщики для, того, чтобы выставить пеню за просроченную оплату, вынуждены обращаться в суд и взыскивать свои деньги в судебном порядке. То есть функционал портала госзакупок изначально выстроен в пользу заказчика. Зачастую предприниматели просто не хотят судебной волокиты и ждут своих денег без каких-либо штрафных санкций», - отметил спикер.
Портал «Единое окно закупок» - сервис Национальной палаты предпринимателей, созданный для обеспечения прозрачности и доступности рынка закупок для всех желающих.
Он разработан дочерней организацией НПП «Атамекен» – ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка», основной целью которого является создание информационных сервисов для предпринимателей в области регулируемых закупок.
Портал объединяет информацию с пяти главных торговых площадок Казахстана: государственные закупки АО «ЦЭФ», Евразийский электронный портал АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «КазАгро», АО «ФНБ Самрук Казына» и АО «Nadloc».
В рамках проекта ЕОЗ реализованы аналитические инструменты для государственных органов, направленные на оптимальное эффективное осуществление закупочной деятельности с применением основных принципов государственных закупок.
Комментарии