Top.Mail.Ru

Онлайн-покупки - 265 казахстанцев обратились с начала года в Комитет по защите прав потребителей

В условиях пандемии и ограничительных мер бурное развитие получила сфера электронной торговли и онлайн-услуг. И здесь нередко нарушаются потребительские права граждан.

Только в 2020 году в Комитет по защите прав потребителей обратилось 689 человек с жалобами на действия интернет-магазинов и недобросовестное оказание онлайн-услуг. В результате принятых мер потребителям возвращено 13,2 млн. тенге.

За первый квартал 2021 года в КЗПП уже обратилось 265 казахстанцев, которым вернули порядка 800 тыс. тенге.

Руководитель управления анализа и мониторинга Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Алихан Шакенов рассказал об одном из типичных примеров:

«Жителю города Шымкент возвращены денежные средства за некачественный товар, приобретенный им в кредит через приложение одного из казахстанских банков».

«Причинами таких нарушений является низкий уровень правовых знаний и обязанностей в спорных ситуациях с продавцами», - считает эксперт. 

Чаще всего потребители жалуются на отсутствие возможности обмена или возврата товара, так как его заказ производился через соцсети.

Также казахстанцы сетуют на низкое качество товаров, отсутствие возможности проверить изделие до полной оплаты.

«К сожалению, имеются факты о намеренном уклонении продавцов от регистрации в органах государственных доходов. Приобретение товара у таких предпринимателей является риском потери денег. Как правило, именно эта категория продавцов сбывает товар ненадлежащего качества, без необходимой информации о производителе, продавце, сертификатах соответствия и т.д.», - рассказал представитель Комитета по защите прав потребителей.

Помимо нарушения потребительских прав, казахстанцы зачастую попадают на уловки мошенников. Основным полем их деятельности являются соцсети, через которые они предлагают различные товары и услуги. 

На самом деле схема обмана проста – злоумышленники просят граждан направить предоплату, после чего не отвечают на телефонные звонки, а товар или услуга не поставляются.

Алихан Шакенов привел множество таких примеров:

«Большое количество людей обманывается услугами косметологии. Ввиду того, что сумма крупная (от 200 000 тенге), наши сограждане оформляют кредиты и подписывают договор, после чего услуги предоставляются несколько раз или не предоставляются вообще. Аналогично действуют не добросовестные предприниматели, предлагающие сервис по изготовлению мебели».

В связи с чем, Комитет по защите прав потребителей просит при покупке товаров и заказе услуг в интернете придерживаться следующих рекомендаций:

  • если вам предлагают их по цене значительно ниже рыночной, то следует попросить информацию о товаре (сертификат соответствия, свидетельства) и продавце (государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательства и тд.); 
  • покупать товар нужно только на официальных сайтах магазинов;  
  • не вносить предоплату за неоказанные услуги или неполученный товар; 
  • требовать у продавца товарный и фискальный чек.

Кроме этого, ищите дополнительную информацию в интернете о продавце, а также отзывы клиентов. При этом, наличие только положительных отзывов должно насторожить и вызвать сомнения. Доверять таким комментариям всецело нерационально. Они могут быть заказными или фиктивными.

«Будьте бдительны, берегите свои финансы, здоровье и повышайте правовую грамотность», - обратился к казахстанским потребителям специалист КЗПП. 

Также для информации сообщаем, что в настоящее время Комитетом разрабатывается проект Концепции к законодательству в сфере защиты прав потребителей, в котором будут предусмотрены дополнения по усилению защиты потребительских прав в электронной торговле.

Поэтому гражданам также предложено принять участие в обсуждении проекта Концепции. Ознакомиться с проектом Концепции можно на сайте Комитета по защите прав потребителей.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров

Читайте также