Перспективы развития органической продукции в Казахстане

Казахстан имеет все возможности для производства органической продукции как для внутреннего потребления, так и на экспорт.

На сегодняшний день развитие производства органической продукции в мировом масштабе начинает набирать обороты, так как эта продукция пользуется большим спросом. И поэтому сегодня стоит задача перед нашими отечественными сельхозпроизводителями, найти свою нишу в этом мировом тренде.

Приведем для начала цифры: 71.5 млн.га земель используется под производство органической продукции в мировом масштабе. По данным 2019 года в Казахстане используется – 192 134 тыс. га. Мы занимаем 9-е место в мире (2,6%) по экспорту органической продукции в страны Евросоюза поставляя туда – 85675 тонн продукции. Экспорт казахстанской пшеницы в Европу – 62,8 тыс. тонн (4 место в мире), масличных культур в Европу – 12,5 тыс. тонн (6 место в мире), сои в ЕС – 7.4 тыс тонн (5 место в мире). При этом количество сертифицированных производителей составляет – более 63 (не включая трейдеров). Вообще необходимо отметить, что сертификация органической продукции, является новым направление в области аккредитации оценки соответствия.

Что же такое органическая продукция?

Органическая продукция - это продукция, произведенная в результате строго контролируемого, законодательно регулируемого производства под названием органическое производство.

Исследования показывают, что органическая продукция содержит на 63% больше калия, на 73% больше железа, на 125% больше кальция и на 60% больше цинка, чем продукция, полученная традиционным производством.

Почему стоит покупать органические продукты питания?

  • употребление органической продукции имеет положительное влияние на здоровье потребителя;
  • содержат полезные и питательные вещества;
  • богаты витаминами, минералами, антиоксидантами и другими биологически активными веществами.
  • не содержат вредных для здоровья веществ (остатки пестицидов, тяжелых металлов, гормонов, ветеринарных препаратов, микотоксинов);
  • характеризуются преимущественно низким содержанием нитратов;
  • не содержат синтетических добавок и препаратов на базе ГМО.
  • животные содержатся в природных условиях;
  • способствуют высокому уровню благополучия животных.
  • являются продуктом устойчивого производства;
  • не содержат синтетических химических защитных веществ и искусственных удобрений, загрязняющих окружающую среду, почву, воздух, поверхностные и подземные воды;
  • сохраняют биологическое разнообразние;
  • приоритет отдается возобновляемым источникам энергии;
  • процесс производства происходит в замкнутом цикле, гармонирующем с окружающей средой.

Как распознать органическую продукцию?

Учитывая тот факт, что в нашей стране пока не существуют специализированные точки продаж органических продуктов, мы советуем, независимо от того, где вы покупаете продукты, в крупных супермаркетах или магазинах здорового питания, обратить внимание на специальную экомаркировку «органический продукт» и знак сертифицирующей организации, ответственной за отслеживание (контроль) всего производственного процесса.

Продукт, обозначенный экомаркировкой, произведен и обработан в соответствии с принципами органического сельскохозяйственного производства.

Существует также маркировка для продуктов, которые еще не получили статус «органический продукт», потому что производство находится на стадии перехода/преобразования. Такие продукты нельзя назвать полностью органическими, но они на стадии перехода, поэтому должны быть обозначены маркировкой «Продукт на стадии перехода к органическому».

Какие используются экомаркировки?

На сегодня, на внутреннем рынке Казахстана имеется наличие пищевой продукции, содержащей различные приставки и дополнения к наименованиям пищевых продуктов. Например, «натуральный», «фермерский», «био» и другие. Последнюю приставку законодательно разрешается использовать в наименованиях молочных продуктов, выпускаемых на территории ЕАЭС. В частности, в наименованиях молочных продуктов можно указывать термины, характеризующие способ производства, особенности состава сырья и использование заквасочных веществ. Поэтому термин «био» используется для наименований кисломолочных продуктов, произведенных с добавлением живых биологических культур (пробиотики). Такая маркировка, с точки зрения международной практики, считается как «green washing», так как вводит в заблуждение потребителей.

В Казахстане на сегодняшний день реализовываются начальные шаги по созданию условий для развития производства и экспорта органической продукции.

Государственное регулирование органического сельского хозяйства в Казахстане предусмотрено в рамках Закона РК «О производстве органической продукции» от 27 ноября 2015 года.

Органы по подтверждению соответствия должны быть аккредитованы в Республике Казахстан, соответствующим уполномоченным органом. Данным органом на сегодня является Национальный центр аккредитации (НЦА) при Комитете технического регулирования Министерства торговли и интеграции РК.

АО «Национальный центр Экспертизы и Сертификации» (НацЭкС) является пока единственным в Казахстане органом по сертификации (подтверждение соответствия) органической продукции, аккредитованный НЦА в июле 2018 года.

Основными производителями органической продукции являются хозяйства Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей, которые ориентированы на экспорт зерновых, в т.ч. пшеницы, чечевицы, ячменя, рапса, льна, гороха и т.д.

Согласно мировой статистике развития органического сельского хозяйства (FIBL&IFOAM,2020) 63 производители и 7 импортеров осуществляют производство органической продукции.

В свою очередь для покупателя появление на полках магазинов продуктов органического производства означает дополнительный выбор высококачественной продукции для здорового питания.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Читайте также