Налоговая система Казахстана: Прошлое, настоящее и будущее
Разговоры о налогах никогда не потеряют своей актуальности. Сегодня поделится своим многогранным опытом доктор экономических наук, профессор, эксперт в области финансов и налогообложения, бывший член Счетного комитета Республики Казахстан - Зейнельгабдин Алтай Болтайханович
Алтай Болтайханович добрый день! Не будем только томить наших читателей скажите пожалуйста какие основные принципы налоговой системы Казахстана?
Дарига, рад приветствовать! Главные принципы налоговой системы Казахстана это справедливость и простота механизма налогообложения. Также, одним из серьезных принципов является объективность. Налоговая система должна ответить на три главных вопроса: Во-первых, она должна увеличивать доходы населения. Во-вторых, она должна увеличивать доходы субъектов хозяйствования. При увеличении доходов населения и хозяйствующих субъектов следовательно и пополнится бюджет государства.
Следовательно, налоговая система должна удовлетворить определенные интересы населения и государства. Это, конечно, очень сложный процесс, поэтому налоговая система часто меняется и каждый год вносятся определенные изменения.
Как менялась налоговая система в Казахстане?
Налоговый кодекс был разработан в начале 2000-х, я принимал в этом участие. Первым делом был принят не налоговый кодекс а законодательство о налоговой системе Республики Казахстан. Тогда в стране было более 40 видов налогов и сборов. Это были разного вида налогов, и множество сборов. Когда разрабатывался первый налоговый кодекс я принимал участие в экспертной группе, мы поставили вопрос в первую очередь сократить количество налогов и сборов. С целью уменьшения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты населения. Если вы внимательно посмотрите налоговый кодекс, он был сокращен от 43 до 12 видов налога и сборов.
Хотя за последние годы в плане изменения количества налогов ничего глобального не произошло, все равно наблюдается тенденция к увеличению некоторых сборов и налоговых льгот. Особенно активно начали увеличивать налоговые льготы и преференции для малого и среднего бизнеса. Преференций это тоже льготы, освобождение и уменьшение использование различных специальных налоговых режимов. В первую очередь мы направляли это для поддержки малого и среднего бизнеса. В свою очередь это дало определенные результаты. Каждый год вносили определенные дополнения в налоговый кодекс. Это, с одной стороны, хорошо, ведь такой бизнес нуждается в поддержке, с другой - привело к значительному увеличению суммы этих льгот. Сегодня эксперты оценивают, что сумма налоговых льгот и преференций в стране составляет около 8-9 триллионов тенге. Это очень большая сумма поэтому президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу провести серьезную инвентаризацию налоговых льгот и преференций и сократить неэффективные из них.
В зарубежной практике подобный механизм используется довольно часто. Допустим они вводят налоговые льготы и преференции, затем через 3-4 года оценивают эффективность данного метода. В первую очередь когда вы вводите налоговые льготы и преференций это сразу влияет на уменьшение поступлений в бюджет. Затем данная программа спустя 1,5-2 года должен давать определенное рост налоговой базы. Создание новых рабочих мест, я имею ввиду именно постоянных рабочих мест а не временных это и есть увеличение налоговой базы. Когда вы создаете новые рабочие места вы оплачиваете налоги, следовательно оно увеличивает налоговую базу. Так вот в зарубежной практике спустя 3-4 года сравнивают сколько было потеряно налогов с бюджета и сколько было получено за счет увеличения налоговой базы. Если нет роста, то налог нужно упразднять и ввести новый. К сожалению в республике данный метод оценки эффективности не проводится. В настоящее время при разработке нового проекта налогового кодекса специально создана группа которая работает, в Парламенте также большая работа проводится именно о сокращений налоговых льгот и преференций.
Какие проблемы в налоговой системе сейчас актуальны?
В последние годы в Республике не увеличивается налоговое поступление к объему валового внутреннего продукта. Одновременно идет невыполнение плана налоговых поступлений с республиканского бюджета. Следовательно, налоговая система РК функционирует более нескольких лет, и не дало ожидаемого эффекта. Поэтому мы должны оценить эффективность налоговой системы и разработать новый налоговый кодекс.
Почему обсуждается повышение НДС в Казахстане?
Дело в том, что НДС - это довольно простой в администрировании налог. Он собирается на каждом этапе производственного процесса, и это делает его удобным инструментом для пополнения бюджета. Необходимо очень серьезно проанализировать преимущества и факторы которые мы достигли при помощи снижения НДС. Изначально НДС было 20%. В 2001 мы снизили его до 16%, затем в 2004 в конце второго полугодия до 14%. Постепенно мы снижали его и довели до 12%. Сейчас необходимо очень тщательно проанализировать чего мы достигли за счет снижения.
Основной фактор который повлиял на снижение НДС это уровень инфляций. При повышенной ставке НДС значительно увеличивается дебетовое сальдо НДС. Увелечение дебетового сальдо НДС означает несвоевременный возврат НДС по нулевой ставке хозяйствующим субъектом, который производит товар и реализует его на экспорт. Мы по нулевой ставке возвращаем им НДС. Второй фактор, это рост теневой экономики. Это умышленный уход от налогообложений, в период, когда НДС был 20%. Третий фактор, несвоевременная реализация продукций. Когда вы выпускаете товар в условиях рынка вы должны его реализовать, но когда стоимость высокая вы не сможете сделать это. Соответственно вы не сможете оплатить НДС, поэтому это влияет на увеличение дебетового сальдо. Следующий фактор это необсновнованный возврат НДС. Некоторые хозяйствующие субъекты пользовались этим и создавали фирмы однодневки, при помощи которых получали необоснованный возврат НДС. Эта практика в последние годы также имеется, но она резко снизилась в связи снижением ставки НДС. По словам экспертов налогового комитета, они объясняют это тем что стало невыгодно, когда сумма НДС 12%. Сейчас рассматривается вопрос о том что ставку НДС нужно дифференцировать по секторам экономики. Озвучивалось предложение вовсе освободить сельскую промышленность от НДС. Так как сельское хозяйство является основным сектором экономики для нашей республики. Я считаю, в целом подход дифференцирования правильным. На мой взгляд это должно идти не только по секторам экономики, но и по товарам и услугам. Так как НДС влияет на цены конкретного товара поэтому это также нужно предусмотреть. На мой взгляд максимальный порог НДС не должен превышать 14%.
Какие меры могут быть использованы для увеличения бюджетных доходов?
Один из самых эффективных способов увеличить бюджетные доходы - это более рациональное использование уже существующих бюджетных средств. В последние годы у нас растет кредиторская задолженность, и бюджетные средства часто не используются по назначению.
Например, я не выплачиваю государству деньги своевременно, следовательно налог не поступает. Дебиторские задолженности означают что мы деньги перечисляем но не своевременно получаем услуги/товары. Это также влияет на поступление доходов в бюджет. У нас в республике в последние годы растет остаток бюджетных средств на конец отчетного периода и на конец финансового года. Остаток бюджетных средств особенно местных бюджетов растет. Это означает что мы недостаточно эффективно используем бюджетные средства. Если эти средства мы своевременно отдали и довели до конечного пользователя хозяйствующих субъектов. Они свою работу выполнили бы и своевременно платили в бюджет. При помощи этого эффективно рационального использования бюджетных средств на своевременное поступление средств в казну государства. Из-за нерационального использования денег, я бы сказал неэффективного управления бюджетными средствами, мы недополучаем около 500-600 млрд поступлений налогов в бюджет.
Налогово-бюджетная система взаимосвязана между собой, она работает эффективно, рационально. Если вы обратили внимание на послание президента 2024 года. Первым пунктом которого является повышение взаимосвязи налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики Республики Казахстан. Это означает что мы должны использовать именно налогово-бюджетных и денежно-кредитных инструментов в поддержке реального сектора экономики и бизнеса в республике Казахстан. Когда один инструмент не работает - эффективность снижается. Особенно налогово-бюджетных инструментов. Поэтому, я когда-то поставил задачу реформирования налоговой системы одновременно с бюджетной системой. Сейчас бюджетный кодекс идет на утверждение, я бы сказал даже налогово-бюджетный кодекс должны вместе рассматриваться в парламенте. Это дало бы очень хороший эффект на мой взгляд. Поэтому эффективное, рациональное использование каждой тенге с бюджета дает мультипликативный эффект в 2-3 тенге, а это означает своевременное поступление налогов в бюджет.
Комментарии