Top.Mail.Ru

Будущее за «15-минутными городами»

Одна из главных проблем современных городов — огромные расстояния, которые приходится преодолевать ежедневно, чтобы добраться до работы, школы или других необходимых мест. Это приводит не только к потере времени, но и ко множеству других негативных последствий — масштабным пробкам, ухудшению качества воздуха из-за автомобильных выхлопов, перегруженности общественного транспорта и общему снижению уровня здоровья горожан.

Интересный вариант современного решения таких проблем — так называемые 15-минутные города. В основе концепции «15-минутного города» лежит идея децентрализации городской жизни во всех её проявлениях и создание «городов в городах», то есть постройка новых и переоборудование старых кварталов таким образом, чтобы каждый был максимально автономным — по принципу полицентричности.

Фактически подход направлен на создание районов, где люди могут удовлетворить свои повседневные потребности (работу, учёбу, лечение, покупки, отдых) в пределах не более 15 минут ходьбы (а порой, для некоторых климатических зон — езды на велосипеде) от дома.

В мире такие проекты уже давно реализуются — например, Canary Wharf в Лондоне, Hudson Yards в Нью-Йорке, а также известные «микрогорода» в крупных азиатских мегаполисах, таких как Токио и Сингапур. В Казахстане, а также в соседних России и Узбекистане эта концепция тоже становится популярной и реализуется в виде жилых комплексов и деловых районов с собственной инфраструктурой.

Так, к примеру, полицентричному развитию Алматы призваны содействовать новые «города в городе» от BI Group — бигвилли. В Южной столице реализуются два масштабных проекта: Arena City на западе и Dream City в восточной части. Эти новые полицентры строятся в соответствии с генеральным планом Алматы, внедряя передовые технологии для комфортной жизни и работы.

Также бигвилли от BI Group строятся в Шымкенте (Grand Park, Atamura, Arman Qala), Атырау (Talan) и Астане (MoD, Green Line, Nexpo и прочие).

«Город в городе» — или, как вариация, «15-минутный город», — согласно исследованиям экспертов Novatr, предлагает целый ряд преимуществ:

  • Снижение автомобильной зависимости и улучшение качества воздуха. Уменьшение использования автомобилей на 15% может снизить уровень загрязнения воздуха, а также сократить выбросы CO₂ в городах, улучшая здоровье жителей.
  • Экономия времени и улучшение благосостояния. К примеру, в Париже после внедрения элементов «15-минутного города» жители тратят меньше времени на дорогу, что положительно сказывается на их психическом здоровье и уровне стресса. В результате в 2020 году Париж сократил время на поездки для 2,2 млн жителей, а также улучшил доступ к зелёным зонам и общественным пространствам.
  • Равенство в доступе к инфраструктуре. В Барселоне 90% населения поддерживают меры по полицентризму и улучшению общественных пространств. Доступ к жизненно важным услугам, свойственный «городам в городах», способствует равномерному развитию городской инфраструктуры.

Таким образом, создание таких «городов в городах» способствует устойчивому развитию, улучшает здоровье, снижает затраты на транспорт и помогает создать более чистую и доступную городскую среду.

По данным учёных IAE Paris-Sorbonne и их коллег, в период с 2019 по 2022 год количество инициатив по созданию и развитию подобных городских единиц во всём мире резко возросло (можно пронаблюдать в графике выше). В 2019 году показатель увеличился на 200%, в 2020-м — на 66,67%, а в 2021-м — на 90%. Такое стремительное расширение отражает растущую осведомлённость городских планировщиков и лиц, принимающих решения, о потенциальных преимуществах, предлагаемых концептом «городов в городах».

Важный момент: согласно тем же исследованиям, доминирующая цель «15-минутных городов» — доступность, в том числе доступ к основным услугам, таким как продукты питания (85,71%) и транспорт (85,71%). Зелёные зоны (84,42%) также занимают видное место в категории доступности, отражая озабоченность по поводу интеграции природы в структуру «15-минутного города».

Устойчивость — ещё одна ключевая тема, с акцентом на местную экономику (81,82%). Это говорит об интересе к созданию самодостаточных районов, которые минимизируют зависимость от внешних ресурсов. Равенство (57,14%) и биоразнообразие (55,84%) — дополнительные аспекты устойчивости, подчёркивающие важность содействия социальной справедливости и экологического благополучия в проектах «городов в городах». Подробности видны в инфографике.

Если же вернуться в наши реалии, в случае с Казахстаном можно отметить, что сфера Construction Tech у нас растёт быстрыми темпами, а «умное» строительство может стать хорошей опорной точкой устойчивого развития страны.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров