ТОП вопросов от журналистов к главе ФСМС по версии ИИ
Глава ФСМС Абылкаир Скаков провел встречу с журналистами в ходе которой были заданы более 60 вопросов, как на актуальные темы, так и не относящиеся к деятельности Фонда. Искусственный интеллект сделал обзор самых важных и обсуждаемых из них с лаконичными ответами спикера.
Какова позиция Фонда по отношению к созданной петиции «Требуем изменить систему ОСМС»?
Фонд ознакомлен с ее содержанием, однако есть соответствующие процедуры по рассмотрению петиций. Если в течение полугода она наберет 50 тыс. голосов, то уполномоченный орган в лице Министерства здравоохранения создаст рабочую группу и будет изучать представленные в ней пункты.
При этом Абылкаир Скаков отметил, что любые изменения в системе должны быть обоснованными и тщательно продуманными. По его словам, система продолжает развиваться, и любые нововведения должны учитывать интересы всех граждан, обеспечивая доступ к медицинским услугам для каждого.
Что стало причиной задержек оплаты за оказанные медицинские услуги медицинским организациям?
Задержки были вызваны двумя причинами. С начала 2024 года у Фонда не было информационной системы для оплаты за медуслуги. Сейчас Фонд разработал и запустил собственную платежную систему. Однако возникла вторая проблема – недофинансирование из бюджета для оплаты медуслуг по ГОБМП. Вопрос восстановления финансовой стабильности системы финансирования медицинской помощи решается в настоящее время на уровне Министерства здравоохранения и Министерства финансов, исходя из возможностей бюджета. При условии поступления средств из бюджета они будут оперативно выплачиваться медицинским организациям.
Какая зарплата у главы ФСМС, за что топ-менеджмент получал многомиллионные премии?
Абылкаир Скаков отметил, что информация о многомиллионых премиях не соответствует действительности. В состав Правления Фонда входят пять человек, однако за последние три года бонусов они не получали. Есть регламентированная решением Совета директоров ФСМС премия, которая ограничена 700 тыс. тенге в год. При этом зарплата главы Фонда составляет около 1,4 млн тенге в месяц и соответствует государственным нормам и задачам Фонда.
Зачем нужно увеличение взносов в ОСМС и как оно отразится на гражданах?
Глава Фонда отметил, что вопрос увеличения ставок взносов на повестке дня не стоит. Однако текущие сборы не покрывают всех расходов на медицинские услуги, особенно учитывая рост стоимости медобслуживания и инфляцию. Поэтому обсуждаются различные варианты совершенствования системы через разработку моделей прогнозирования ситуации для заблаговременной оценки потенциальных рисков. В любом случае какие-либо изменения уполномоченный орган обсуждает с экспертным сообществом и учитывая интересы граждан.
Почему трудоспособные граждане платят взносы, в то время как медицинскими услугами чаще пользуются дети и пенсионеры?
Спикер объяснил, что система ОСМС основана на принципе солидарной ответственности, то есть источниками финансирования являются государство, работодатели и сами работники. При этом их взносы и отчисления обеспечивают доступ к медицинским услугам для всех, включая наиболее уязвимые группы населения, которые не смогут самостоятельно оплатить свое лечение. То есть при необходимости любому человеку будет проведена операция стоимостью в несколько миллионов тенге, хотя внес в систему он только несколько десятков тысяч тенге.
Возможно ли отказаться от взносов в ОСМС и обслуживаться только в частных клиниках?
Глава Фонда пояснил, что такая возможность исключена, так как в казахстанской модели ОСМС нет персонифициированных счетов ввиду социальной направленности системы. Все взносы и отчисления поступают на специальный единый счет в Национальный банк. Система ОСМС обеспечивает доступ к необходимым медицинским услугам для всех граждан, в том числе и для социально уязвимых, а отказ от уплаты взносов может привести к потере этого доступа. При этом по ОСМС пациенты имеют право обслуживаться и в частных клиниках.
Какие меры принимаются для борьбы с мошенничеством и приписками в системе ОСМС?
Спикер сообщил, что усиление контроля – приоритет для Фонда. Уже внедряются новые системы, включая возможность пациентам самим контролировать оказанные им услуги.
Ведется большая работа по цифровизации системы, Фонд разработал и запустил собственную платежную систему eSaqtandyry, создал ситуационно-аналитический центр, установил более чувствительные форматно-логические контроли по ТОП-10 заболеваниям, ограничивающие назначение несвойственных данному поводу обращения медицинских услуг, а также работает над цифровыми инструментами пациентского контроля.
Это должно повысить прозрачность и снизить количество случаев мошенничества. В дополнение к этому проводится регулярный мониторинг для выявления нарушений.
Комментарии