Top.Mail.Ru

Разделение цен на дизельное топливо усугубила его дефицит в регионах

После ввода в действие приказа о госрегулировании цен на нефтепродукты нехватка дизельного топлива усугубилась. Формулировка «иные случаи» трактуется вольно, что приводит к завышению и допуску спекуляции некоторыми участниками рынка конечных цен для промышленных потребителей, перевозчиков и АЗС. Об этом передает zhaik.su со ссылкой на пресс-службу НПП «Атамекен».

В июле 2022 года министерство энергетики сохранило государственное регулирование предельных цен на розничную реализацию АИ-80, 92-93, а также на дизельное топливо и приняло приказ предусматривающий дифференциацию цен на дизтопливо. Теперь водители при предъявлении техпаспорта на грузовой, специальный автотранспорт могут получить до 300 литров по цене 230-260 тенге. Свыше установленного объема и для транзитного транспорта по 450 тенге за 1 литр.

«Во время обсуждения приказа Палата предпринимателей совместно с рынком говорили о необходимости увеличения норм отпуска топлива грузовым автомобилям и автобусам, с учетом их практического расхода на каждые 100 км пробега. Из-за того, что в Приказе указаны только отдельные категории транспортных средств, организации, осуществляющие городские пассажирские перевозки и промышленные потребители, приобретающие топливо через договора и не всегда получают необходимое количество топлива», —  рассказал директор департамента базовых отраслей Динмухамед Кудайбергенов.

Промышленные потребители используют дизтопливо для выработки электроэнергии в отдаленных районах, транспортировки грузов по внутренним водным путям, оказания услуг собственными тепловозами по перевозке сотрудников на вахтовые поселки, также подачи и уборки на подъездных путях, в том числе ведущих к региональным объектам складской и логистической инфраструктуры.

Одновременно с этим предлагалось на примере Республики Польша ввести ограничение при выезде из Казахстана на вывоз дизельного топлива в баке автотранспортного средства.

Столкнулись с проблемой и владельцы АЗС и малотоннажные производства нефтепродуктов, которым оптовые поставщики начали поставлять топливо по ценам свыше 300 тысяч тенге за тонну. Ранее она варьировалась от 250 до 270 тысяч тенге за тонну. Приобретая топливо по завышенной цене отпускать его по 230-260 тенге за литр убыточно. Малотоннажные предприятия переработки, осуществляют производство зимнего топлива на основе приобретаемого ими дизельного топлива.

В НПП «Атамекен» пояснили, что документ преследовал цели сохранить баланс на внутреннем рынке и минимизировать риски перетока топлива в приграничные страны.

«Невозможно реализовать эти цели без системного подхода и внесения дополнений в деятельность и нормативные документы других уполномоченных органов, в том числе способных обеспечить контроль за незаконным вывозом. Разница в цене на ГСМ в Казахстане и соседних странах оставляет недобросовестным участником рынка пространство для маневра в сторону теневого экспорта и спекуляции», —  отметил эксперт НПП.

В Палате предпринимателей подчеркнули, что необходимо рассмотреть переход пассажирского, грузового и железнодорожного транспорта и сельхозтехники на газомоторное топливо, что в среднесрочной перспективе потенциально заместило бы не менее 500 тысяч тонн потребляемого дизельного топлива в год и способствовало нивелированию дефицита, также по возможности усилить меры по поддержке малотоннажных заводов, отвечающих требованиям технического регламента и экологическим нормам.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров