Премьер-Министр РК о дистанционном обучении
Рассмотрев запрос депутатов Мажилиса И. Смирновой, Ж. Ахметбекова, Г. Баймахановой, А. Конурова, В. Косарева, М. Магеррамова, Т. Сыздыкова относительно дистанционного обучения, Премьер-Министр РК А. Мамин сообщает следующее.
Касательно изменения подходов и перевода обучения с дистанционного к обычному и смешанному режиму с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ)
По итогам всестороннего анализа, широкого обсуждения с общественностью вопросов подготовки к учебному году, а также с учетом эпидемиологической ситуации в каждом регионе Министерством образования и науки (далее – МОН) принято решение об использовании разных форматов обучения (дистанционного, штатного и комбинированного). На сегодня 3,4 млн детей обучаются в школах (из них 2 613 428 – в дистанционном режиме, 252 343 – в школах со штатным режимом обучения, 546 776 – в дежурных классах).
Дополнительно организована работа с родительской общественностью по разъяснению дистанционного формата обучения. В частности, 20 августа и 17 сентября проведены общереспубликанские единые родительские собрания, 21 августа проведен общереспубликанский единый классный час.
Для обеспечения безопасности учебного процесса Министерством здравоохранения (далее – МЗ) разработаны и утверждены Санитарные правила 1 (далее – Правила). В Правилах изложены требования к объектам образования с учетом всех форм обучения. При разработке Правил учитывались рекомендации ВОЗ, в части соблюдение принципа дистанцирования, прохождения ежедневной термометрии учащихся и педагогов, установки санитайзеров и т. д.
Внедрение дистанционного обучения также обусловлено тем, что в большинстве регионов имеется высокая переуплотненность школ.
По данным ВОЗ, дети в возрасте 12 лет и старше играют активную роль в передаче коронавирусной инфекции. По состоянию на 4 октября 2020 года зарегистрировано 136 случаев заболеваемости коронавирусной инфекцией среди школьников, из них 51 учащийся в дежурных начальных классах и 85 – из числа дистанционно обучающихся.
Кроме того, следует отметить, что в текущих условиях на фоне ожидаемой острой респираторной инфекции формирование организованных закрытых коллективов создает высокий риск передачи коронавирусной инфекции, что может привести к ее быстрому распространению среди обучающихся, педагогов и родителей. На сегодня в ряде зарубежных странах (в Германии, России, Англии, Польше, Франции, США, Южной Корее, Индии) из-за быстрого распространения коронавируса при очном обучении школы закрываются на карантин.
Вместе с тем, по поручению Главы государства в настоящее время профильными государственными органами прорабатываются вопросы поэтапного послабления и возврата к традиционной очной форме обучения.
Касательно обеспечения равного доступа к образованию
С целью создания оптимальных условий для дистанционного обучения внесены соответствующие изменения в нормативные акты, во все регионы направлены Методические рекомендации по организации учебного процесса в период ограничительных мер.
В настоящее время 679 тысячам учащихся (из 730,3 тыс. детей, не имеющих компьютеров и доступа к интернету) передана компьютерная техника и 7013 школ (97,6%) подключены к интернету со скоростью 4 Мбит/с и выше.
В приоритетном порядке компьютерами обеспечены дети из социально уязвимых семей. Наряду с этим, около 300 тыс. детей этой категории за счет фонда всеобуча обеспечены одеждой, школьными принадлежностями на сумму 6,3 млрд тенге.
По выбору организаций образования в дистанционном формате задействованы 8 казахстанских интернет-платформ с созданием в них возможности взаимодействия участников образовательного процесса, осуществления обратной связи ученика и педагога, проведения онлайн уроков, видеоуроков, хранения и записи уроков, реализации смешанного обучения.
Для использования авторских цифровых образовательных ресурсов педагогов (более 1000) МОН разработаны бесплатная онлайн-платформа Online.edu.kz и образовательный канал «Өрлеу». Совместно с операторами сотовых связей запущен специальный тарифный план «Білім» для обучающихся и педагогов. Как дополнительный учебный ресурс ежедневно с 9 до 18 часов запущены телевизионные уроки на двух республиканских каналах – «Балапан» и «Ел Арна».
В целях устранения пробелов в знаниях детей при дистанционном обучении МОНом совместно с акиматами регионов начата работа по определению уровня отставания школьников от программы и его выравниванию, диагностике срезов знаний по основным предметам (на интернет-платформе через единые задания), изучению проблемных вопросов через мониторинг, исследования, опросники (опрошены 12 тыс. учащихся, 4 тыс. учителей, 12 тыс. родителей), проведению дифференцированных консультаций для отстающих учащихся (индивидуальная работа школ). По результатам проведенных мероприятий по желанию родителей и обучающихся в каникулярный период (ноябрь, январь) будут организованы консультации и индивидуальные занятия.
Касательно выполнения рекомендаций ВОЗ
Для принятия локальных, точечных и своевременных мер с учетом рекомендаций ВОЗ на базе Национального центра общественного здравоохранения создан Оперативный центр, который на регулярной основе осуществляет прогнозирование развития эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции с применением общепринятых международных математических моделей. При этом используются такие основные показатели, как R – репродуктивности инфекции (R – количество людей, которых инфицирует один больной до изоляции), заболеваемости и смертности коронавирусной инфекции (показатели заболеваемости и смертности на 100 тысяч населения, занятость реанимационных коек, эффективность тестирования населения, процент занятости коечного фонда, обеспеченность кадрами, лекарствами и другие).
Ежедневно мониторинг проводится по 21 ключевому индикатору (показатели заболеваемости и смертности, занятость реанимационных коек, эффективность тестирования населения, процент занятости коечного фонда, обеспеченность кадрами и другие).
При стабилизации основных показателей коронавирусной инфекции
в течение недели принимаются меры по поэтапному смягчению ограничений, в частности, по возобновлению видов предпринимательской деятельности и движению общественного транспорта, сохранению дистанционного формата работы, передвижению и т.д.
При этом Правительством проводится усиленная информационно разъяснительная работа, направленная на формирование у населения навыков жить в условиях пандемии с соблюдением базовых санитарных требований.
В целом, поднимаемые Вами вопросы находятся на особом контроле Правительства.
Комментарии