Top.Mail.Ru

Онлайн зависимость казахстанских подростков

Современные подростки в Казахстане всё больше времени проводят в виртуальном мире, предпочитая социальные сети и развлекательный контент выполнению домашних заданий. Об этом свидетельствуют данные Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК и Казахстанского института общественного развития (КИОР). Растущая зависимость от гаджетов вызывает тревогу у родителей и экспертов, однако меры контроля за цифровой активностью детей остаются недостаточными. Каковы причины и что можно сделать, чтобы вернуть баланс в жизнь школьников?

Статистика: больше TikTok, меньше уроков

Согласно модульным обследованиям БНС, за последние пять лет казахстанские подростки значительно увеличили время, проводимое в интернете. Мальчики 10–14 лет в 2023 году тратили на соцсети и медиа 1 час 46 минут в будний день — на 16 минут больше, чем в 2018 году. У девочек этот показатель вырос с 1 часа 18 минут до 1 часа 35 минут. В то же время время на самостоятельное обучение сократилось на полчаса: мальчики теперь тратят на домашние задания 1 час 11 минут, девочки — 1 час 8 минут, что сопоставимо с их занятиями спортом или играми.

Интересно, что подростки стали больше помогать по дому. Мальчики увеличили время на домашние дела с 23 до 46 минут, а девочки — с 49 минут до 1 часа 13 минут. Это может указывать на попытки родителей вовлечь детей в реальную жизнь, отвлекая от экранов.

Цифровая зависимость: масштаб проблемы

Исследование КИОР «Безопасность детей в цифровом пространстве» подтверждает: 44% подростков в Казахстане ежедневно активно пользуются интернетом, а 31% находятся онлайн «почти всё время». Лишь 12% подростков не используют соцсети, а 13% делают это редко. Популярность TikTok и Instagram среди молодёжи объясняется доступностью развлекательного контента — от коротких роликов до челленджей, которые зачастую не несут образовательной ценности.

Особую тревогу вызывает тот факт, что дети старше 6 лет уже имеют собственные гаджеты, а подростки 13–17 лет активно используют их для соцсетей. По данным опроса КИОР, 72,8% родителей считают проблему цифровой зависимости актуальной, но лишь 15% используют программы родительского контроля. При этом 38,7% городских и 35,8% сельских жителей даже не слышали о таких инструментах.

Региональные различия также заметны. В Улытауской области 64,7% родителей применяют родительский контроль, тогда как в Шымкенте этот показатель составляет всего 6,7%. В южных регионах (Туркестанская, Алматинская, Кызылординская области) большинство родителей либо не знают о возможностях контроля, либо игнорируют их.

Мнения разделились: контроль или свобода?

Родители, которые всё же следят за цифровой активностью детей, делают это, чтобы защитить их от вредного контента и отслеживать местоположение. Однако 10,3% опрошенных считают, что родительский контроль — это вторжение в личное пространство подростков. Такой подход может быть связан с недостаточной осведомлённостью о рисках цифровой среды.

Международный союз электросвязи рекомендует строгие меры: детям до 7 лет запрещать самостоятельное использование интернета, для 8–10-летних ограничивать доступ к чатам и соцсетям, а за подростками старше 11 лет устанавливать тотальный контроль, включая проверку истории браузера и переписки. Для старших подростков важно устанавливать чёткие правила и обсуждать риски неприемлемого контента.

Решения: баланс между свободой и безопасностью

Проблема цифровой зависимости требует комплексного подхода. Во-первых, необходимо повышать цифровую грамотность родителей. Кампании по информированию о программах родительского контроля и их возможностях могли бы сократить разрыв между регионами. Во-вторых, школы и общественные организации должны активнее вовлекать подростков в офлайн-активности — спортивные секции, творческие кружки, волонтёрские проекты. Это поможет отвлечь детей от экранов и вернуть интерес к реальному миру.

Наконец, важно выстраивать диалог между родителями и подростками. Вместо строгого контроля, который может вызвать протест, стоит договариваться о разумных ограничениях и объяснять риски чрезмерного потребления цифрового контента. Как показывает практика, осознанное использование гаджетов начинается с доверия и открытого общения в семье.

Заключение

Казахстанские подростки всё глубже погружаются в цифровой мир, жертвуя временем на учёбу и реальное общение. Проблема зависимости от гаджетов волнует большинство родителей, но инструменты контроля используются недостаточно. Чтобы защитить молодёжь от рисков виртуальной среды, необходимы совместные усилия родителей, школ и государства. Только так можно вернуть баланс между цифровым и реальным мирами в жизни подрастающего поколения.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров

Читайте также