Как искусственный интеллект убивает человеческий
«Лень – двигатель прогресса» или все-таки «труд сделал из обезьяны человека»? Вопрос, особенно актуальный в эпоху искусственного интеллекта. Человеческий ум постепенно теряет свою остроту, – к такому выводу пришли ученые из Microsoft.
По их мнению, активное использование ИИ ухудшает когнитивные способности человека. В исследовании приняли участие 319 работников умственного труда, которые сами использовали ИИ для различных задач. Выяснилось, что те, кто чаще прибегал к помощи, заметили за собой снижение уровня критического мышления, безоговорочно доверяя полученной у генератора информации.
В качестве примеров ученые рассмотрели 936 реальных задач, для которых опрашиваемые используют генеративный ИИ. Хоть и было отмечено возможное повышение эффективности работы, инструмент может вызвать самую настоящую зависимость. В основном, страдают навыки поиска и компиляции информации, а также развивается неуверенность в собственных силах.
Почему это происходит?
Ученые предположили, что первопричина кроется в человеческой природе. Мы склонны забывать информацию, которая постоянно доступна. Имеет место быть теория «цифровой амнезии», или, иными словами, «эффект Google» – люди все больше надеются на ответ из поисковика, меньше размышляют самостоятельно, а также имеют проблемы с концентрацией внимания.
С этой теорией неразрывно связана концепция трансактивной памяти – это когда мы забываем информацию, которую помнит наш близкий человек, тем самым распределяя знания в пространстве «группового мышления». Ученые предполагают, что теперь Интернет, и, в частности, ИИ, стал «партнером человека по трансактивной памяти». Перекладывание ответственности размывает личные границы людей и машин: пользователи ИИ начинают чувствовать себя неуверенно, когда выполняют задачи без виртуального помощника, даже если вполне могли бы справиться самостоятельно. Что более странно: теперь люди все больше склонны причислять навыки ИИ к своим собственным.
Личные истории креативных специалисток
Айганым, журналистка, рассказала о том, как ИИ повлиял на ее стиль мышления:
В определенный период моя непосредственная деятельность была связана с написанием текстов, а также с генерированием сценариев для видео. Я часто прибегала к ChatGPT, так как в условиях рабочей нагрузки и давления вспомогательные инструменты бывают очень полезными. И, можно сказать, что я часто злоупотребляла этим. Через какое-то время я стала замечать, что задаю ChatGPT очень глупые вопросы, на которые я могла бы, в принципе, найти ответы сама. Но из-за того, что его использование вошло в привычку, от этого было уже не отделаться. В результате я могу подметить факт, что мне стало тяжелее запоминать информацию, вспоминать слова, которые я хотела бы использовать. Предложения, которые я пишу, стали более примитивными. В будущем я хотела бы отказаться от использования ChatGPT. Однако в сегодняшних реалиях невозможно не признать, как он помогает рабочему процессу.
Дарья, начинающий маркетолог, поделилась своим опытом работы с ИИ и тем, какой отпечаток это наложило на ее карьеру:
На сегодняшний день руководитель всегда хочет оптимизировать процесс, максимально сэкономить время и другие ресурсы. И порой проще посадить сотрудников за компьютер, чтобы они писали промпты для ChatGPT и получали результат без какой-либо доплаты. Я считаю, что это, конечно, очень неправильно, потому что ничего не превзойдет уникальность живой человеческой мысли. И когда сейчас все активно используют ИИ, я, к сожалению, проигрываю по скорости. Я не успеваю сделать такое количество работы, сколько штампует машина. С одной стороны, время выиграно и деньги сэкономлены, но, с другой стороны, а всегда ли количество равно качеству?
Мнение эксперта
Асемгуль, сеньор-лектор столичного IT-университета, полагает, что из ИИ можно и нужно извлекать пользу, но в то же время регулировать, особенно для детей, чья психика и умственные способности находятся на стадии формирования:
Человечество всегда стремилось к тому, чтобы облегчить свою жизнь, поэтому мы имеем все эти блага. Но сейчас мы подходим к той опасной черте, когда и соцсети сокращают фокус внимания, и, с появлением ИИ, сама по себе способность думать может недостаточно развиваться.
Я считаю, что ИИ до какого-то возраста должен быть ограничен. Когда человек подходит к порогу осознанности, когда он набирается опыта, когда, грубо говоря, его “думалка” до определенного уровня развивается, тогда, я считаю, ИИ может быть полезен. Но если с малых лет его использовать, это будет очень печально. Почему? Потому что сейчас засилье коротких форматов, динамично смонтированных видеороликов.
А почему нам важно думать, уметь думать? Это выживание, в первую очередь, оценка рисков. Если это умение недостаточно развито, то мы будем иметь, в целом, более глупое поколение. Возможно, станет больше ошибок человеческого фактора на очень ответственных специальностях, где ИИ не способен до конца заменить человека. Но человеческие факторы будут пытаться минимизировать благодаря ИИ. Это какой-то замкнутый круг.
Книга – классное изобретение для человечества. Ее нужно читать, уделять время, – развивается усидчивость, обогащается кругозор, словарный запас. Важно не только потреблять, но и учиться создавать свои собственные смыслы, изобретать, креативить. Важно умение ждать результат, не хотеть только “здесь и сейчас”.
Возможно, до определенного уровня в системе образования ИИ должен быть строго лимитирован: например, есть занятия без него, и отдельные занятия с грамотным использованием. Может, стоит изобрести некую академическую версию ИИ, которая позволит собрать данные, но будет писать очень рудиментарно, чтобы ученики могли переписывать сами.
Но если бы в моей юности был ИИ… В молодости не осознаешь всего, хочется быстрее, хочется избавиться от домашних заданий, от нудных взрослых, заниматься своими увлечениями, которые на тот момент тебе кажутся реально важными, серьезными. Я бы нещадно использовала ИИ.
Его нужно лимитировать. Если очень сильно подсесть, то, мне кажется, не будет рождаться истинное самоудовлетворение от себя, от того, что я могу, я создаю, я конструирую, я анализирую, я реализую свой потенциал. Все превратится в постоянное потребление контента и приведет к более пассивной роли в жизни, так как нужны собственные причинно-следственные связи, чтобы цеплять других людей. Мы подходим к очень опасной черте. Да уже подошли, что там говорить. ИИ нужно контролировать и использовать.
Заключение
Искусственный интеллект, несмотря на повышение эффективности работы, может негативно влиять на когнитивные способности человека, снижая критическое мышление, навыки поиска информации и уверенность в собственных силах. Активное использование ИИ приводит к зависимости, «цифровой амнезии» и ослаблению способности самостоятельно мыслить. Особенно опасно это для молодого поколения, чьи умственные способности находятся в стадии формирования. Эксперты подчеркивают необходимость регулирования использования ИИ, особенно в образовании, чтобы сохранить способность человека анализировать, креативить и развиваться. ИИ должен быть инструментом, а не заменой человеческого мышления.
Комментарии