Top.Mail.Ru

 

Оружие против фейков: знания, инновации, партнерство

Почему фейки заполонили наше информационное пространство, особенно в период пандемии? Как выработать «информационный иммунитет» и не попасться на удочку манипуляторов? ООН вместе с партнерами ищут ответы на эти вопросы, стремясь противостоять потоку дезинформации, и многие страны-члены ООН, в частности Казахстан, также активизировали усилия в этом направлении.

Население пугали введением военного положения, затем рассказывали о панацее от COVID-19, потом появилась новость о том, что вируса не существует, а больницы на самом деле пустуют. Сегодня, спустя два года с начала пандемии, поток дезинформации не иссяк – рупор в руки взяли противники вакцинации. Об этом пишут в совместной колонке, опубликованной в журнале «Экономист», заместитель Генсека ООН Мелиса Флеминг и Джереми Хейманс, глава компании Purpose, организующей глобальные информационные кампании.

Фактчекингом по фейкам

В Казахстане, например, создали специальные сайт, занимающийся «фактчекингом».

«Фейк чаще всего создается обычным пользователем буквально на коленках. 90 процентов фейков создается именно так. И установить, кто именно автор того или иного фейка, нереально. Редко удается определить исходную точку, откуда он стал распространятся по социальным сетям. Фейк – это отчасти народное творчество», – говорит главный редактор сайта Павел Банников.

Такое «народное творчество» оборачивается многими проблемами, например, люди не хотят вакцинироваться, а это приводит к новым вспышкам инфекции, перегруженным больницам и новым мутациям коронавируса.

«Что касается манипуляции, то речь идет о частично умышленном умалчивании некоторых фактов либо смешивании правдивой и ложной информации, чтобы таким образом воздействовать на общественное мнение», – пояснил Павел Банников.

Чтобы фейк выглядел правдоподобно, порой в информацию вплетают немного правды. Например, на фоне дефицита вакцин в ВОЗ призвали не торопиться с ревакцинацией, чтобы жители всех стран могли получить вакцины. Противники вакцин же, ссылаясь на ВОЗ, заявили, что уважаемая организация выступает против вакцинации, умолчав тот факт, что вакцин просто не хватает.

Директор казахстанского Международного центра журналистики Адиль Джалилов считает, что социальные сети во многом усугубили проблему распространения искаженной информации.

«Проблема дезинформации насчитывает тысячелетнюю историю. Взять, к примеру, древних жрецов, которые морочили людям голову разными мифами.  Сегодня же, благодаря развитию социальных сетей и мессенджеров, эта проблема стала транснациональной. Фейки гуляют постоянно. Они рождаются, погибают и снова возрождаются. Мы называем их «зомби-фейками». И именно на фоне пандемии мы наблюдаем в последние годы всплеск фейков, дезинформации и манипуляции», – сказал Джалилов.

Кому доверять?

Казахстанский политолог Эдуард Полетаев полагает, что широкое распространение фейков возникло на фоне падения доверия к традиционной журналистике.

«Феномен доверия в настоящее время редко исследуется, хотя это важно. Например, по данным исследовательской компании Pew Research, каждая четвертая новость, которой жители США делятся в соцсетях, является недостоверной. Раньше аудитория доверяла СМИ на рациональных основаниях, поскольку у нее не было нужных профессиональных компетенций. Сейчас, благодаря соцсетям, каждый сам себе может быть медиа», – сказал Полетаев.

Например, широкое распространение, в том числе на постсоветском пространстве, получил фейк «об опасности вышек сотовой связи 5G для здоровья». Дело доходит до того, что люди пытаются снести их, нанося ущерб компаниям.

«Медиаграмотность – это необходимый навык XXI века, ибо, если не разбираться, где правда, где неправда, мы поубиваем друг друга в этом поляризованном мире», – считает Павел Банников.
«Даже базовый уровень медиаграмотности позволит людям получить информационный иммунитет. Главное – привить привычку воспринимать любую информацию логически, а не эмоционально. Когда человек эмоционально воспринимает одни факты, то он отвергает другие», – добавляет Адиль Джалилов.

Оригинальные формы борьбы

С самого начала пандемии стало ясно, что распространять проверенную, научную информацию призваны авторитетные межправительственные организации, такие как ООН и ВОЗ. Но в то же время было очевидно, что с помощью традиционных инструментов цифровой поток дезинформации не перекрыть. Об этом пишут Мелиса Флеминг и Джереми Хейманс в журнале «Экономист».

Пока ученые и исследователи старательно изучали происхождение мифов и пытались развенчать их с помощью фактов, в ООН решили пойти еще дальше: совместно с компанией Purpose буквально «наводнить» интернет основанной на фактах информацией, поданной в новой оригинальной форме.

«В процессе этой работы мы смогли лучше понять, что можно противопоставить дезинформации.  И хотя мы сегодня далеки от победы в этой войне, полученные знания важны не только для того, чтобы решить проблему COVID-19, – они применимы и в других сферах, таких как борьба с изменением климата или с политическими, межэтническими и межрелигиозными распрями», – пишут Флеминг и Хейманс.

Например, летом прошлого года в ООН запустили эксперимент, который назвали Team Halo: 26-летний Макс Клименко, популярнейший блоггер TikTok, обучал экспертов созданию коротких видеороликов, которые могут пользоваться популярностью в интернете.

«Отвечать на дезинформацию необходимо в той же форме, в которой она распространяется, – с помощью крайне популярных в сети материалов, «вирусного контента». Этот принцип должен лежать в основе нашей стратегии», – пишут Флеминг и Хейманс.

Сегодня в этом проекте участвуют специалисты из ста стран мира, и, по оценкам, он позволил на 12 процентов увеличить число людей, которые согласны вакцинироваться от COVID-19.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров