ЮНЕСКО - будущее за инженерами
В последние годы выпускники школ в постсоветских странах все больше идут в юристы, стремятся изучать международное право или овладеть маркетингом и PR. Но, оказывается, спрос на инженеров не только не ослаб, но значительно вырос. Свидетельство этому – новый доклад ЮНЕСКО «Инженерия на службе устойчивого развития». Он был подготовлен к Всемирному дню инженерии, который отмечается 4 марта.
В ЮНЕСКО отмечают важнейшую роль инженерных наук как двигателя инноваций, но в то же время отмечают, что в мире не хватает квалифицированных инженеров.
Инженерия – это знания и практические умения, необходимые для того, чтобы решать проблемы, пишут авторы доклада. На протяжении десятилетий инженерия, которая постоянно развивалась и разветвлялась, помогала человечеству выжить и улучшить качество жизни.
«Какая бы ни возникала проблема, для ее решения требуются инженерные науки, – утверждают эксперты. – Самая насущная задача для человечества сегодня – это развиваться по пути, который не привел бы к саморазрушению, и защитить планету. И здесь центральная роль принадлежит инженерии».
Только в области здоровья инженерные достижения позволили улучшить качество воды и санитарно-гигиенические условия, благодаря чему были ликвидированы множество болезней, включая тиф и холеру. Все более совершенные протезы, слуховые аппараты, кардиостимуляторы, средства компьютерной диагностики, операции с использованием лазера и микрокамер – все это стало возможным благодаря работе инженеров.
Пандемия открыла для многих новые возможности в области образования, которые создали инженеры: обучение онлайн, средства мгновенного обмена информацией. Напомним, что беспроводной интернет, всем известный wi-fi в1977 году создал австралийский инженер Джон О’Салливан. Сегодня к wi-fi подключены 40 миллиардов гаджетов по всему миру. Инженеры разрабатывают обучающие и учебные программы, работают, например, над созданием «чатбоксов», использующих искусственный интеллект и способных отвечать на самые распространенные вопросы учащихся, что позволит ускорить процесс обучения.
Сейчас, когда человечеству, чтобы выжить, нужно уверенно встать на путь экологичного развития и сдерживания климатических изменений, нужны специалисты, способные создавать инфраструктуру, не разрушающую планету и способную устоять перед последствиями изменения климата.
И спрос на инженеров растет. По данным американского статистического бюро, занимающегося занятостью, число специалистов по компьютерным технологиям и инженерному делу будет расти на 12,5 процентов в год – вплоть до 2024 году. Причем зарплаты у них будут выше средних. В Организации экономического сотрудничества и развития в Европе тоже предсказывают высокий рост спроса на инженеров и специалистов в ИКТ. Но на фоне востребованности инженерных профессий, в этой области ощущается серьезный дефицит квалифицированных кадров.
Еще одна проблема – нехватка женщин-инженеров: в среднем они составляют лишь 10-20 процентов работников в сфере инженерии. Даже там, где число девушек, осваивающих научные и технические дисциплины, растет, отнюдь не все они работают по специальности. Причиной тому могут быть гендерные стереотипы, отсутствие условий в обществе, недостатки в системе образования.
В докладе ЮНЕСКО содержатся конкретные рекомендации правительствам, которые позволят повысить престиж инженерной профессии и улучшить обучение инженерным наукам.
Комментарии