Top.Mail.Ru

ОДКБ для Казахстана: видимые и невидимые результаты сотрудничества

В начале текущего года Казахстан принял председательство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В течение года наша страна намерена поднимать те вопросы безопасности, которые наиболее остро стоят как для Казахстана в частности, так и для всего центральноазиатского региона в общем. Речь идёт о международных каналах наркотрафика, работорговли, терроризма и радикализма. Как отметил глава РК Касым-Жомарт Токаев на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, в 2024 году в работе ОДКБ будет уделяться пристальное внимание именно антитеррористической составляющей системы коллективной безопасности стран-участниц.

Возможно, на фоне общей социально-политической стабильности, в которой живут казахстанцы, эти внешние угрозы вроде террористических актов могут казаться чем-то далёким, происходящим «где-то, только не у нас». Однако, как показывают отчётные данные Комитета национальной безопасности РК, все эти риски вполне реальны. Например, за прошлый год сотрудники правоохранительных органов совместно с зарубежными спецслужбами предотвратили в Казахстане два теракта и три противоправных акции. За совершение различных террористических и экстремистских преступлений осуждены 43 человека.

И эта борьба на невидимом фронте была бы невозможна без помощи коллег из соседних стран, которые сотрудничают с Казахстаном в рамках общих договорённостей ОДКБ. Кроме пресечения террористических угроз, спецслужбы совместно работают над поиском каналов наркотрафика через РК. К примеру, в прошлом году было обнаружено и ликвидировано 34 международных и 32 региональных наркоканала, изъято 3,6 тонн наркотиков. На государственной границе Казахстана было пресечено более 700 попыток провоза оружия, боеприпасов и наркотических веществ.

Список внешних угроз, в пресечении которых Казахстану помогают спецслужбы соседних государств в рамках договоров ОДКБ, можно продолжать. Военно-политический союз, в котором РК состоит более 20 лет, помогает стране решать проблемы с международной киберпреступностью и нелегальной миграцией, поддерживает борьбу с транснациональными организованными преступными группировками.

За прошедшие несколько лет в мировом сообществе ОДКБ показала себя как организация, которая готова заниматься внутренними вопросами безопасности, решать локальные региональные конфликты, участвовать в сохранении внутриполитической стабильности стран. Эта роль проявилась в помощи странам в поиске компромиссного решения вопроса делимитации таджикско-кыргызской границы в 2023 году. В памяти казахстанцев ОДКБ остаётся как организация, которая помогла восстановить стабильность в тяжёлый для страны период в начале 2022 года. Трёхдневная миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане вошла в историю организации как безоговорочно успешная помощь.

Впрочем, миротворческие миссии и дипломатические переговоры — крайне важная, но не главная цель ОДКБ. Если обратиться к самому договору, в нём говорится: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников, все остальные страны предоставят ему необходимую помощь, включая военную». Для Казахстана, у которого военные расходы составляют очень малую долю в ВВП (0,5% в 2022 году), такая гарантия помощи в случае агрессии против страны является приоритетной целью.

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира SIPRI, в 2022 году из шести стран — участниц ОДКБ самые большие военные расходы были у России. Доля военного финансирования в ВВП северного соседа составляла 4,1%. Казахстан в этой шестёрке стоял на втором месте по объёмам финансовых вливаний, на третьем была Беларусь.

Данные организации Global Firepower о военной мощи крупных государств мира подтверждают вывод: в сравнении с другими странами Казахстан занимает довольно слабые позиции. В глобальном рейтинге военной мощи Global Firepower РК находится на 58-м месте из 145. Ранжирование в списке проводится на основании индекса GFP, который включает более 60 факторов — от оборонного бюджета и численности армии до количества танков и военных самолётов. Чем ниже индекс, тем военная мощь страны считается больше. У Казахстана этот показатель составляет 0,9495, при максимальном 0,0699 у США. Штаты вот уже более 18 лет являются военной державой номер один.

Если сравнить индексы и места в рейтинге всех шести стран ОДКБ, то на первом месте будет Россия, чья военная мощь по индексу GFP незначительно отличается от показателя США: 0,0702. Остальные государства — участники военно-политического союза ОДКБ имеют ещё более низкие показатели, чем у Казахстана. Беларусь в рейтинге находится на 64-м месте, Кыргызстан — на 100-м, Армения — на 102-м. Таджикистан отстаёт сильнее всех: индекс GFP у этого государства превышает 2,1265.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров

Читайте также