Top.Mail.Ru

Столкновение DART заснято космическими телескопами James Webb и Hubble

По данным НАСА, эти наблюдения стали первой синхронной работой двух космических телескопов, и их сотрудничество позволит получить новую информацию о разрушенном астероиде. Космический телескоп «Джеймс Уэбб» наблюдает за Вселенной в инфракрасном диапазоне, в то время как космический телескоп «Хаббл» специализируется на обнаружении оптического света - того, который виден человеческому глазу. Объединив наблюдения двух телескопов, астрономы могут многое узнать об объектах космоса.

И Уэбб, и Хаббл наблюдали бинарную астероидную систему Дидимос до столкновения космического аппарата Double Asteroid Redirection Test (DART) весом 560 килограммов с луной Диморфос шириной 140 метров. Диморфос вращается вокруг космического камня Дидимос шириной 780 м, и именно орбиту луны вокруг более крупного камня должен был изменить эксперимент DART.

Пара астероидов, которая в момент столкновения находилась на расстоянии около 11 миллионов километров от Земли, показалась Уэббу и Хабблу светящейся точкой, которая внезапно стала ярче, когда появился DART. В течение нескольких часов после столкновения облако материала, взбудораженного с поверхности Диморфоса, распространялось от этой точки, постепенно изменяя ее форму.

Согласно измерениям «Хаббла», яркость системы Дидимоса увеличилась в три раза после удара DART, и эта яркость сохранялась более восьми часов.

Хаббл сделал снимки с помощью своей широкоугольной камеры 3, а Вебб - с помощью камеры ближнего инфракрасного диапазона (NIRCam). Астрономы все еще анализируют снимки. Они надеются, что смогут узнать что-то о поверхности Диморфоса и природе материала, выброшенного в результате столкновения. Например, они смогут определить, состоит ли выброшенный материал в основном из мелкозернистой пыли или более крупных скалистых фрагментов. Оба телескопа продолжат наблюдение за системой астероидов в ближайшие месяцы.

«Уэбб и Хаббл демонстрируют то, что мы всегда знали в НАСА: Мы узнаем больше, когда работаем вместе. Впервые «Уэбб» и «Хаббл» одновременно сделали снимки одной и той же цели в космосе: астероида, который был поражен космическим кораблем после путешествия длиной в семь миллионов миль. Все человечество с нетерпением ожидает открытий, которые сделают Уэбб, Хаббл и наши наземные телескопы - о миссии DART и не только», - сказал администратор НАСА Билл Нельсон.

Миссия DART стала первым в истории экспериментом, направленным на изменение орбиты небесного тела. Так называемая стратегия кинетического удара, продемонстрированная миссией, может однажды спасти Землю от столкновения со шальным космическим камнем. Диморфос и Дидимос не представляют угрозы для нашей планеты.

В настоящее время сотни наземных телескопов по всему миру наблюдают за системой Дидимос, чтобы определить, насколько изменилась орбита луны вокруг главного камня после удара. Однако для получения точного результата может потребоваться несколько недель.

Небольшой итальянский кубсат под названием LICIACube, который отправился к двойному астероиду Дидимос на борту DART, но был освобожден за 11 дней до столкновения, наблюдал за происходящим с расстояния в несколько сотен миль.

Двойной астероид также станет целью специальной европейской миссии под названием Hera, которая в 2027 году детально изучит последствия столкновения.