Top.Mail.Ru

Казахстан переходит к новому этапу обеспечения продовольственной безопасности

На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы, сообщает zhaik.su со ссылкой на пресс-службу Премьер-Министра Республики Казахстан.

Казахстан переходит к новому этапу обеспечения продовольственной безопасности и контроля цен путем создания национальной товаропроводящей сети – комплекса оптово-распределительных центров (ОРЦ). Аналогичные системы успешно функционируют в развитых странах, был детально изучен опыт Франции, Испании и других государств.

Проект по созданию национальной товаропроводящей системы реализуют в три этапа до 2022 года, будет построено свыше 24 ОРЦ. Это даст возможность хранения, обработки и распределения порядка 4,8 млн тонн агропродукции. Создаваемая инфраструктура позволит обеспечить полную сохранность собранного урожая и минимизировать потери, тем самым повысив заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в наращивании производства. На сегодня дефицит овощехранилищ составляет 70%.

В текущем году в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях будет введено 5 ОРЦ, что позволит обеспечить хранение дополнительно 600 тыс. тонн сельхозпродукции.

Глава Правительства подчеркнул, что наличие во всех регионах развитой сети ОРЦ решит вопрос дефицита продовольствия в период межсезонья, когда достаточное наличие продукции на рынке исключит возможность роста цен на нее. При этом четко выстроенная товаропроводящая сеть позволит контролировать наценку на каждом звене с внедрением цифровых технологий, исключив ненужных посредников. 

«Уже на первом этапе с вводом ОРЦ мы ожидаем эффект по снижению цен на аграрную продукцию до 25% за счет прозрачного ценообразования и новых эффективных механизмов торговли»,

сказал А. Мамин.

Акиматам регионов поручено обеспечить выделение земельных участков и подведение необходимой инфраструктуры к оптово-распределительным центрам, предусмотреть возможность для расширения и привлечения частного сектора в создании новых производств.

По словам министра торговли и интеграции Б. Султанова, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо обеспечить потребности населения качественными товарами аграрной и пищевой промышленности, стабилизировать цены на продукты питания и товары первой необходимости, повысить продуктивность отечественного производителя, развивать эффективную логистику сельхозпродукции и расширять экспортные каналы ее реализации.

«Мы должны понимать, что затраты на хранение и логистику казахстанских товаров должны стать не «бременем» при их поставке как на внутренний, так и на внешние рынки, а превратиться в наше конкурентное преимущество»,

сказал Б. Султанов.  

Современное состояние продовольственной безопасности характеризуется, во-первых, недостатком качественной инфраструктуры для долгосрочного хранения. Это увеличивает издержки сельхозпроизводителя.

Во-вторых, отсутствие координации объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой усложняет путь товара к потребителю.

В-третьих, старые форматы торговой инфраструктуры не позволяют эффективно распределить продукцию и стабилизировать цены на долгосрочный период.

Как отметил министр торговли и интеграции, спрос на внутреннем рынке будет покрываться за счет отечественных продовольственных товаров. Однако существующая инфраструктура, несовершенная логистика, не налаженное взаимодействие участников товародвижения приводит к значительному росту цен. Это на себе ощущает каждый гражданин, особенно в период межсезонья.

«Каждый год с февраля по май, когда уже истощаются запасы прошлогоднего урожая и начинается завоз нового из соседних стран, мы наблюдаем высокую волатильность цен. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на инфляцию. Причина необходимости создания системы хранения и реализации продуктов, производимых в стране, связана с большими затратами производителей», 

сказал Б. Султанов.

По данным Министерства сельского хозяйства, дефицит по стране овощехранилищ составляет порядка 70%, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90%. Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода.

К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции – 5%. Это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, ложатся на конечную стоимость продукции. Что касается торговой инфраструктуры, то в настоящее время в стране насчитывается 750 торговых рынков, большая часть которых (51%) является нестационарными.

Как отметил Б. Султанов, современные разгрузки, позволяющие быстро загружать товары (сейчас его называют «кросс-док») и отсутствие температурных складов, оказывают непосредственное влияние на цену. На действующих рынках нет информационной системы по отслеживанию товаропотоков.

При этом механизм доступа производителей к прилавкам создает основу искаженного ценообразования, несправедливых торговых наценок и необоснованного роста цен в определенные периоды.

«Ажиотаж при введении карантина в наших городах наглядно оголил эти проблемы. Для срочного, в тоже время системного решения существующих проблем предлагается создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров. Данная экосистема создаст отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также «вольется» в торговую инфраструктуру республики, образуя единый механизм», 

заверил Б. Султанов.

Ядром системы станут оптово-распределительные центры, классифицированные по функционалу торговли и распределения.

Оптово-распределительные центры будут предлагать специализированные услуги, начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Данная инфраструктура позволит выстроить эффективные транспортно-логистические каналы для ключевых направлений поставок продукции. Также будут осуществляться экспортно-импортные операции в страны ЕАЭС, ЦА и Китай, что расширит рынки сбыта. 

По словам министра торговли, сеть оптово-распределительных центров станет связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы и объединит в один кластер производителей, ретейлеров, поставщиков. Предлагаемая система полностью соответствует глобальным трендам. Однако при исследовании ведущих мировых систем, таких как Ранжис и Меркаса, ключевую роль в выстраивании торгово-логистической инфраструктуры играет государство. 

К примеру, во Франции из 20 оптовых продовольственных рынков только один является частным, остальные рынки являются полностью или частично государственными. В Испании сеть ОРЦ Mercasa также является государственной. 62% акций Варшавского сельскохозяйственного оптового рынка также принадлежит государству.

«Исходя из модели товаропроводящей системы и консультаций с мировыми и региональными экспертами, мы определили четкие параметры и характеристики каждого звена предлагаемой товаропроводящей сети. Оптово-распределительные центры являются элементами единой системы, в связи с чем их распределение по типам и функционалу является наиболее эффективным», 

сказал Б. Султанов.

ОРЦ, ориентированные на торговлю, будут располагаться в 20 км. от городов, имеющих объемный рынок сбыта, выгодное географическое местоположение. Их функция будет заключаться в приближении фермеров к рынкам сбыта.

ОРЦ, ориентированные на распределение, располагаются в черте города. Наличие таможенного терминала на их территории позволит ускорить процедуру оформления грузов.

«Мы планируем выстроить сеть оптово-распределительных центров во всех регионах страны, которая охватит цепочку товародвижения от производителя до полки. Создание товаропроводящей системы предлагается реализовать в 3 этапа. На первом этапе планируется строительство 5 оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение сельскохозяйственных товаров, в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях», 

сказал Б. Султанов. 

Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 млрд тг. Создание товаропроводящей системы позволит привлечь и обеспечить рабочими местами порядка  10,5 тыс. специалистов, в том числе на период строительства 4,2 тысяч, эксплуатации объектов 6,3 тыс. специалистов. 

Для строительства объектов будут привлекаться отечественные проектные и строительные компании.

«В целом, мы разработали и предлагаем механизмы полного ввода к 2022 году мощностей в общем объеме 4,8 млн. тонн в год. Это полностью покроет дефицит мощностей и создаст условия для последующей экспортной экспансии. С акиматами мы отработали вопросы выделения земельных участков для первых двух этапов.  По остальным 15 объектам в кратчайшие сроки будут проводиться работы», 

добавил Б. Султанов.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Новости партнеров

Читайте также