Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

С 1 января 2019 года изменяются Правила возврата превышения НДС

Приказом Министра финансов Министерство финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2018 года № 1047 внесены изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость», сообщает портал uchet.kz

В частности Правила возврата НДС изложены в новой редакции и вводятся в действие с 1 января 2019 года.

Возврат превышения НДС производится на основании:

  1. требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС за налоговый период (далее — требование);
  2. акта тематической проверки, подтверждающего достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком);
  3. заключения к акту тематической проверки в случаях, предусмотренных пунктом 13 статьи 152 Налогового кодекса.

При этом, требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в подпункте 1) настоящего пункта, может быть отражено в первоначальной, очередной и (или) ликвидационной декларациях по НДС.

Если плательщик НДС не указал в декларации по НДС за налоговый период требование о возврате превышения НДС, то данное превышение зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС или может быть предъявлено к возврату в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

Положения подпунктов 2), 3) не распространяются при осуществлении возврата сумм превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.

В случае, если до начала тематической проверки по подтверждению достоверности превышения НДС, предъявленных к возврату из бюджета (далее — тематическая проверка) установлено:

отсутствие на лицевом счете налогоплательщика суммы превышения НДС;

и (или)

нарушены порядок и сроки представления налоговой отчетности по НДС, установленные статьями 208, 209 и 424 Налогового кодекса, орган государственных доходов в течение десяти рабочих дней с даты представления декларации по НДС, направляет налогоплательщику письменный отказ в рассмотрении требования.

Положения применяются также в случае проведения тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС в отношении налогоплательщика, при рассмотрении его требования о возврате превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.

Орган государственных доходов после получения требования назначает тематическую проверку после истечения последней даты срока, установленного подпунктом 2) пункта 3 статьи 212 Налогового кодекса.

При этом тематическая проверка назначается за налоговый период в соответствии с пунктом 2 статьи 152 Налогового кодекса.

Положения не применяются в отношении налогоплательщика, при рассмотрении его требования о возврате превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.

При проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому налогоплательщику с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам (далее — отчет «Пирамида»).

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого органами государственных доходов, на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем, установленного пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса.

Формирование отчета «Пирамида» производится по непосредственным поставщикам проверяемого налогоплательщика.

В целях соблюдения сроков возврата НДС из бюджета орган государственных доходов в течение пяти рабочих дней с даты начала тематической проверки определяет перечень непосредственных поставщиков, в отношении которых необходимо:

направить уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса (далее — уведомление), для устранения нарушений, выявленных по результатам анализа отчета «Пирамида»;

и (или)

назначить встречные проверки в порядке, установленном статьей 143 Налогового кодекса.

В случае если на момент проведения тематической проверки непосредственный поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией и в отношении такого поставщика ликвидационная налоговая проверка проведена, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, учитывается по сведениям, имеющимся в информационных системах в органах государственных доходов, в том числе, реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам и (или) выписанных электронных счетов-фактур.

Подтверждение достоверности сумм НДС по операциям между проверяемым налогоплательщиком и его непосредственным поставщиком — налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу, производится органом государственных доходов, назначившим тематическую проверку, на основании данных налоговой отчетности и (или) информационной системы электронных счетов-фактур, имеющихся в органах государственных доходов.

Не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

  1. не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с непосредственным поставщиком;
  2. по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;
  3. не подтверждена достоверность сумм НДС;
  4. не подтверждена достоверность сумм НДС, в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:
  • отсутствия поставщика по месту нахождения;
  • утраты учетной документации поставщика.

Положения подпункта 2) настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам отчета «Пирамида» непосредственными поставщиками проверяемых налогоплательщиков:

  • имеющих право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС;
  • реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000 — кратный размер месячного расчетного показателя;
  • осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющим средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние пять лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате превышения НДС.

В акте тематической проверки указываются основания невозврата сумм превышения НДС.

При этом неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование о возврате НДС в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.

Должностным лицом органа государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, в обязательном порядке анализируются результаты отчета «Пирамида» по таким поставщикам.

Возврат превышения НДС осуществляется органами государственных доходов в пределах суммы НДС, подтвержденной актом тематической проверки, либо заключением к акту тематической проверки.

Общая сумма превышения НДС, подтвержденная к возврату не должна превышать сумму превышения НДС, указанную в требовании о возврате НДС в декларации за налоговый период, и (или) суммы превышения НДС, имеющегося на лицевом счете проверяемого налогоплательщика на дату завершения тематической проверки либо на дату составления заключения к акту тематической проверки, согласно пункту 2 статьи 104 Налогового кодекса.

При этом превышение НДС, неподлежащее возврату из бюджета, зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС. Зачет не производится в счет уплаты НДС, подлежащего уплате при импорте, а также предусмотренного статьей 373 Налогового кодекса.

Возврат превышения НДС производится по месту нахождения налогоплательщика на основании представленного налогового заявления на зачет, путем проведения зачета в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса и (или) перечисления на банковский счет налогоплательщика при отсутствии налоговой задолженности.

При наличии налоговой задолженности орган государственных доходов производит зачет превышения НДС, в счет погашения имеющейся налоговой задолженности, в том числе налоговой задолженности структурных подразделений без представления налогового заявления на зачет.

Возврату на банковский счет и (или) зачету в счет предстоящих платежей по видам налогов и (или) других платежей в бюджет, подлежит остаток суммы превышения НДС после проведения зачета, предусмотренного настоящим пунктом.