Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Планируемые изменения в КоАП

Предложения государственных органов выносимых на обсуждение рабочей группы по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» в области налогообложения.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях:

— позволит в семидневный срок оплатить 50% от общей суммы штрафа юридическим лицам и субъектам предпринимательства;

— увеличение количества статьей, санкция которых будет предусматривать административное взыскание в виде предупреждения;

— совершенствование порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование необходимости внесения поправок

Решение

Часть 1 статьи 890

Статья 890. Давность исполнения постановления о наложении административного взыскания

1. Постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу, а за правонарушения в области налогообложения и антимонопольного законодательства Республики Казахстан в течение пяти лет со дня вступления его в законную силу.

Статья 890. Давность исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа

1. Постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу, а за правонарушения в области налогообложения и антимонопольного законодательства Республики Казахстан в течение пяти лет со дня вступления его в законную силу.

МВД. Уточнение, так как Кодексом РК об административных правонарушениях не определены сроки давности исполнения предписаний о необходимости уплаты штрафа.

Доработать

Части 1 и 2

Статьи 280-1.

Статья 280-1. Нарушение порядка выписки счетов-фактур

1. Выписка плательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг получателю указанных товаров, работ, услуг счета-фактуры на бумажном носителе в нарушение требования налогового законодательства Республики Казахстан по выписке счета-фактуры в электронной форме —

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее сорока месячных расчетных показателей.

2. Выписка плательщиком налога на добавленную стоимость счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, –

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее сорока месячных расчетных показателей.

Статья 280-1. Нарушение порядка выписки счетов-фактур

1. Выписка налогоплательщиком при реализации товаров, работ, услуг получателю указанных товаров, работ, услуг счета-фактуры на бумажном носителе в нарушение требования налогового законодательства Республики Казахстан по выписке счета-фактуры в электронной форме —

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее сорока месячных расчетных показателей.

2. Выписка налогоплательщиком налога на добавленную стоимость счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, –

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее сорока месячных расчетных показателей.

КГД Минфин. В целях приведения в соответствия с Налоговым кодексом, Законом Республики Казахстан от 03.12.2015 г. №432-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам налогообложения
и таможенного администрирования» внесены изменения в статью 263 Налогового кодекса;

Принято

Части 1 , 2 и 3 статьи 62 КоАП

Статья 62. Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности

1. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области окружающей среды, а также за нарушение законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве – по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, защиты конкуренции, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, о государственных секретах, о естественных монополиях и регулируемых рынках по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности по истечении трех лет со дня его совершения, а за правонарушение в области налогообложения, защиты конкуренции, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, о естественных монополиях и регулируемых рынках – по истечении пяти лет со дня его совершения.

3. При длящемся административном правонарушении, а также при совершении административного правонарушения в области бюджетных отношений, посягающего на охраняемые законом интересы общества и государства, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

При совершении административного правонарушения в области финансов лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее пяти лет со дня совершения административного правонарушения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

4. Положения частей первой и третьей настоящей статьи не распространяются на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению уголовного правонарушения и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью первой статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

5. Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента назначения экспертизы, а также направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исчисление этих сроков возобновляется с момента получения результатов экспертизы.

6. В случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении.

7. Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

8. Постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства вне зависимости от срока, предусмотренного в части первой настоящей статьи, может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение года со дня вступления его в законную силу.

Примечание. Длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, предусмотренного статьей Особенной части настоящего раздела, и не завершено к моменту его обнаружения.

Статья 62. Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности

1. Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения по истечении одного года со дня его совершения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

2. Юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения по истечении трех лет со дня его совершения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Юридическое лицо за правонарушение в области налогообложения, защиты конкуренции, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, о естественных монополиях и регулируемых рынках не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения по истечении пяти лет со дня его совершения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

3. исключить.

4. Положения частей первой настоящей статьи не распространяются на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению уголовного правонарушения и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью первой статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

5. Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента назначения экспертизы, а также направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исчисление этих сроков возобновляется с момента получения результатов экспертизы.

6. В случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении.

7. Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в части первой настоящей статьи, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

8. Постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства вне зависимости от срока, предусмотренного в частях первой и второй настоящей статьи, может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение года со дня вступления его в законную силу.

ГП. В ч.2 ст.62 КоАП по отдельным категориям правонарушений определены специальные сроки привлечения лиц к административной ответственности со дня совершения нарушения (в области налогообложения, финансов, защиты конкуренции, таможенного дела, пенсионного обеспечения, обязательного социального страхования, энергосбережения и др.).

Вместе с тем не определены пресекательные сроки привлечения лиц к административной ответственности со дня обнаружения административного правонарушения.

С целью недопущения фактов волокиты по составлению протокола об административном правонарушении и направлению дела для рассмотрения по существу предлагается пересмотреть ст.62 КоАП, предусмотрев для правонарушений конкретные сроки привлечения к административной ответственности лиц со дня обнаружения административного правонарушения.

статья 33, часть третья

Статья 33. Административная ответственность частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

3. Структурные подразделения юридического лица, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками и совершившие административные правонарушения в области налогообложения и таможенного дела, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 33. Административная ответственность частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

3. Структурные подразделения юридического лица, совершившие административные правонарушения и являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (за исключением финансовых организаций), несут административную ответственность как юридические лица.

МЮ. Ранее положение данной нормы была включена по инициативе налоговым и таможенным органами. Однако потребность данной нормы полагаем необходимо также для правонарушений в других областях.

Нацбанк. Согласно части третьей статьи 33 КоАП (в редакции, предлагаемой Министерством юстиции РК), структурные подразделения юридического лица, совершившие административные правонарушения и являющиеся самостоятельными налогоплательщиками, несут административную ответственность как юридические лица.

Отмечаем, что филиалы банков являются самостоятельными налогоплательщиками.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 43 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, филиалы и представительства не являются юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон) уполномоченный орган вправе применить санкции к банку, банковскому холдингу, организациям, входящим в состав банковского конгломерата, крупным участникам банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, вне зависимости от примененных ранее к ним мер воздействия.

Согласно подпункту а) пункта 2 статьи 47 Закона, в качестве санкций уполномоченный орган вправе применить меру в виде наложения и взыскания штрафа по основаниям, установленным законодательными актами Республики Казахстан.

Таким образом, уполномоченный орган вправе применять санкцию в виде штрафа только в отношении вышеуказанных финансовых организаций, а не его структурных подразделений (филиала).

Учитывая вышеуказанное, полагаем, что реализации вышеуказанной поправки (часть третью статьи 33 КоАП) в отношении структурных подразделений вышеуказанных финансовых организаций невозможна.

В этой связи предлагаем часть 3 статьи 33 КоАП изложить в следующей редакции:

«3. Структурные подразделения юридического лица, совершившие административные правонарушения и являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (за исключением финансовых организаций), несут административную ответственность как юридические лица.»

Принято

Статья 811

Статья 811. Порядок сокращенного производства по делу об административном правонарушении.

1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении на месте его совершения и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток.

Должностное лицо вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.

Статья 811. Порядок сокращенного производства по делу об административном правонарушении.

1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица, уполномоченное лицо, имеющее право составлять протокол об административных правонарушениях в соответствии со статьей 804 настоящего Кодекса, возбуждает административное производство и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи суммы штрафа в течение семи суток.

Уполномоченное лицо, составившее протокол вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.

Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления уведомления (извещения) предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца.

МВД. В соответствии с п. 5.5 Протокола заседания Координационного совета РК по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью от 27.11.2014 г.

Принято

С полной таблицей Предложений государственных органов выносимых на обсуждение рабочей группы по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» Вы можете ознакомиться по ссылке>>