Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Новшества в сфере государственных закупок

Министерство финансов Республики Казахстан сообщает, что Главой государства Республики Казахстан — Лидером Нации Н. Назарбаевым 26 декабря 2018 года был подписан закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора».

Данные поправки направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора.

Вышеуказанным законом были внесены изменения и дополнения в закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года и ряд других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Новый закон вступил в силу с 1 января 2019 года. Так, к примеру, КОАП был дополнен такими нарушениями, как неразмещение или несвоевременное размещение годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) или внесенных изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) на веб-портале государственных закупок, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержащих информацию ограниченного распространения, а равно утверждение (уточнение) годового плана государственных закупок в объеме, не соответствующем бюджету (плану развития) или индивидуальному плану финансирования в совокупности по спецификам экономической классификации (статьям расходов), по которым требуются заключения договоров о государственных закупках. Санкция по данному нарушению влечет штраф на должностных лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

Кроме того, установлена административная ответственность за несвоевременное рассмотрение заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе (аукционе), а равно несвоевременное размещение протокола предварительного допуска и (или) протокола итогов. Санкция по данному нарушению влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей. Данные меры были направлены в целях своевременного рассмотрения заявок потенциальных поставщиков, исключения случаев затягивания процедур государственных закупок.

Вместе с тем в закон также был внесен ряд поправок. К примеру, ранее нередко для победы в конкурсе по закупкам строительно-монтажных работ, работ по разработке проектно-сметной документации, инжиниринговых услуг потенциальные поставщики необоснованно занижали свое ценовое предложение. Зачастую в дальнейшем это отражалось на качестве работ, а также на выполнении договорных обязательств. Теперь законом дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение. Например, в настоящее время, если потенциальный поставщик предлагает цену за строительство какого-либо объекта ниже установленной Правилами осуществления государственных закупок более чем на десять процентов, то цена заявки на участие в конкурсе потенциального поставщика на работы признается демпинговой.

Кроме того, одной из проблем в сфере государственных закупок было то, что произошел рост закупок способом из одного источника. В этих целях законом предусмотрено исключение 5 случаев из 53 оснований закупок из одного источника. Также были внесены изменения в части установления обязанности заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся. Данные меры направлены для максимального сокращения закупок из одного источника.

Также в целях закупок качественных товаров, представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров способом запроса ценовых предложений.

В целях упрощения процедур по малозначительным закупкам была увеличена пороговая сумма закупок работ и услуг способом из одного источника со 100 месячных расчетных показателей до 500 месячных расчетных показателей. Данная мера предназначена для заказчиков с небольшими бюджетами (детские дошкольные учреждения, объекты образования здравоохранения и культуры).

Следует отметить, что в рамках внедрения четвертого уровня бюджета — бюджет сельских акимов — эта сумма увеличена до 3000 месячных расчетных показателей, что составляет на сегодняшний день 7 575 000 тг. При этом для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению государственных закупок.

Между тем одним из новшеств в законе стал запрет на прием жалоб от участников, не подавших заявки, и не участвовавших на стадии предварительного обсуждения конкурсной документации. Эти меры были направлены в отношении так называемых «жалобщиков», которые, не выражая намерения участвовать в закупках, то есть подавая абсолютно пустую заявку, получают доступ к информации других участников в рамках взаимного просмотра.

Вместе с тем необходимо отметить, что с января 2019 года пользование услугами веб-портала государственных закупок стало платным. При этом доступ к веб-порталу государственных закупок будет предоставляться потенциальным поставщикам только после проведения оплаты и заключения договора с единым оператором — акционерным обществом «Центр электронных финансов». Сведения о стоимости услуг и платежах опубликованы на главной странице веб-портала госзакупок в разделе «Тарифы». Данное нововведение, во-первых, позволяет сэкономить бюджетные средства, ранее ежегодно направляемые с республиканского бюджета (примерно 1 млрд.тенге). Во-вторых, позволяет оптимизировать, то есть обновить список участников государственных закупок. По состоянию на декабрь 2018 года на портале государственных закупок было зарегистрировано почти 200 тысяч поставщиков. В результате данных мер, то есть введения платности портала, на сегодняшний день данная цифра составляет чуть более 100 тысяч, то есть мы видим реальную цифру по действующим поставщикам.

В целом, вышеуказанные поправки позволят решить такие проблемы в сфере государственных закупок, как бюрократированность в сфере госзакупок, низкая квалификация участников закупок и сокращение доли закупок из одного источника.