Цифровое здравоохранение должно открывать перед людьми новые возможности
В своём заявлении сделанным для прессы директором Европейского регионального бюро ВОЗ, доктор Ганс-Генри Клюге отметил высокое значение цифровых технологий, которые хорошо зарекомендовали себя и в других аспектах противодействия пандемии.
<…> Мы должны начать разумнее использовать фактические данные и информацию, которые поступают от наших систем эпиднадзора за COVID-19, чтобы оптимизировать единственный имеющийся в нашем распоряжении подход к минимизации передачи вируса: выявлять, изолировать, тестировать и лечить каждый случай заболевания. Отслеживать и помещать в карантин каждый контакт.
Ведущую роль здесь – не в последнюю очередь, в отслеживании контактов – могут играть цифровые технологии. Австрия, Грузия и Северная Македония вошли в число 27 стран Региона, которые представили собственные цифровые системы для отслеживания контактов, и еще как минимум четыре страны (Андорра, Ирландия, Португалия и Финляндия) продолжают разработку таких механизмов.
Цифровые технологии и искусственный интеллект хорошо зарекомендовали себя и в других аспектах противодействия пандемии. Во Франции работающий по принципам искусственного интеллекта виртуальный голосовой помощник способен одновременно отвечать на более тысячи телефонных звонков от граждан. В Италии проводятся испытания технологии на базе ИИ, которая через приложение для смартфонов с доступом к камере может в режиме реального времени измерять такие показатели, как сердечный ритм и его вариабельность, насыщенность крови кислородом и частота дыхания. В Швеции телемедицина используется наряду с традиционной помощью, особенно в сельской местности, и сейчас активно применяется в контексте COVID-19.
Цифровые технологии оказались очень эффективными инструментами для борьбы с COVID-19. Вместе с тем они обрушили на людей настоящее цунами информации, что неизбежно привело к возникновению вопросов относительно защиты личных данных и конфиденциальности.
В связи с этим сегодня я обращаюсь к вам с тремя тезисами.
Во-первых, цифровые технологии нужно использовать разумно. Цифровые технологии помогают системам здравоохранения оказывать людям жизненно необходимую помощь, особенно при чрезвычайных ситуациях. В то же время интеграция таких технологий в здравоохранение должна осуществляться осмотрительно и разумно, в тесном взаимодействии с общественностью и с пациентами.
Во-вторых, огромную роль здесь играет доверие. Цифровые инструменты не могут работать без доверия со стороны общества. Любые вмешательства должны принимать во внимание необходимость защитить частную жизнь людей и их личные данные. В цифровой среде должны предприниматься все необходимые меры для защиты основных прав человека и гендерных прав, и эпидемия не является основанием для отхода от этого принципа. Ответственность за решение задач, связанных с владением данными, использованием и защитой данных и получением согласия граждан, лежит на государстве.
В-третьих, мы не можем позволить себе оказаться в ситуации, когда часть людей не могут позволить себе пользоваться цифровым здравоохранением. Не все социальные группы в равной степени могут использовать весь потенциал цифровых технологий для противодействия вирусу. По имеющимся данным, в Европейском регионе доступ к интернету имеют от 74% до 87% домашних хозяйств, причем на субнациональном уровне и между группами населения эти вариации только возрастают. Мы не можем допустить, чтобы к социальным и экономическим разрывам добавился еще и разрыв цифровой.
Я вновь повторю свои три тезиса:
- Цифровые технологии нужно использовать разумно.
- Необходимо заручиться доверием общества, соблюдая конфиденциальность личных данных.
- Нельзя допустить цифрового разрыва.
Мы пока еще не реализовали весь потенциал цифрового здравоохранения.
Предназначение цифрового здравоохранения состоит в том, чтобы открыть перед людьми новые возможности для формирования общеевропейской культуры здоровья.
В конце концов, наша задача – сделать так, чтобы никто не был оставлен без внимания.
Комментарии